Двигатель расположен спереди под капотом продольно, привод крутящего момента осуществляется на все колеса. Основными конкурентами Гелендвагена являются автомобили Audi Q7, BMW X6, Chevrolet Tahoe, Infiniti QX56, Cadillac Escalade, Hummer H2, Land Rover Discovery, Lexus LX, Mitsubishi Pajero, Nissan Patrol, Porsche Cayenne, Toyota Land Cruiser и УАЗ Хантер.
Инициатором производства внедорожника был иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви, который в 1970-х годах являлся акционером компании Mercedes-Benz (около 18% акций). Ему нужны были военные автомобили для своей армии и он сделал заказ на 20000 единиц. Разработка автомобиля началась в 1972 году, целью разработчиков была проходимость по бездорожью, а также комфорт и безопасность. Инженеры Mercedes-Benz отвечали за проект и дизайн, а компания Steyr-Daimler-Puch (сегодня Magna Steyr) разработала производственные планы. Первая деревянная модель была построена в 1973 году, а в 1974 году прототипы испытывались в разных климатических условиях.
Первое поколение (W460, W461, 1979−1990)
W460
В 1975 году первый Гелендваген был собран вручную. В 1977 году началось строительство завод в городе Гратц (Австрия), а в 1979 году началось производство гражданской модели и в этом же году начались продажи. Он предлагался с короткой колесной базой (SWB) 2400 мм и длинной (LWB) 2850 мм. Можно было выбрать один из трех стилей кузова — 2-х дверный кабриолет с короткой колесной базой, 3-х дверный универсал с короткой базой и 4-х дверный универсал с длинной базой. Автомобиль пользовался популярностью среди военных и любителей помесить грязь.
Линейка бензиновых двигателей «W460» включала в себя следующие модели — 2,0 литра «200 GE» (M102, I4, 113 и 116 л.с.), 2,3 литра «230 G» (M115, I4, 90 и 102 л.с.), 2,3 литра «230 GE» (M102, I4, 122 и 125 л.с.) и 2,8 литра «280 GE» (M110, I6, 150 и 156 л.с.). Дизельные двигатели были представлены следующими объемами — 2,4 литра «240 GD» (OM616, I4, 72 л.с.), 2,5 литра «250 GD» (OM602, I4, 84 л.с.) и 3,0 литра «300 GD» (OM617, I4, 88 л.с.). Двигатель располагался спереди продольно, привод на все колеса, а также существовали заднеприводные модели. Коробка передач 4-х или 5-ти ступенчатая механика или 4-х ступенчатый автомат.
W461
Модель «W460» выпускалась до 1990 года, после ее окончания началось производство военной модели «W461», которая выпускалась до 2001 года. Этот автомобиль до сих пор находится на службе в 20 странах. Кузов выпускался с короткой и длинной колесной базой. Автомобиль визуально отличается от второго поколения гражданского «W463», который производится также с 1990 года.
Бензиновый двигатель на модель «W461» устанавливался один объемом 2,3 литра «230 GE» / «G 230» (M102, I4,126 л.с.). Дизельных моторов было шесть модификаций — 2,7 литра «G 270 CDI Worker» (OM612, I5, turbo, 158 л.с.), 2,9 литра «290 GD» / «G 290 DIESEL» (OM602, I5, 95 л.с.), 2,9 литра «290 GD T» / «G 290 TURBODIESEL» (OM602, I5, turbo, 120 л.с.) и 3,0 литра «G 280 CDI» (OM642, V6, turbo, 184 л.с.).
Второе поколение (W463, 1990−2018)
Шасси автомобиля было сильно переработано и в 1990 году был представлен G-Class с кодом «W463». Автомобиль оснащен антиблокировочной системой тормозов (ABS), постоянным полным приводом с тремя электронно блокируемыми дифференциалами. Интерьер также был серьезно переработан, стали использоваться деревянные вставки и кожа, что улучшило вид салона и повысило комфортность. Двигатель располагался спереди продольно. Размеры автомобиля немного увеличивались во время долгой жизни поколения. Длина составляла 4661-4714 мм, ширина 1760-1824 мм, высота 1836-1976. Снаряженная масса была от 1955 до 2600 кг. Коэффициент аэродинамического сопротивления кузова (Cx) был равен 0,54.
Линейка бензиновых двигателей за всю историю выглядела следующим образом:
- 2,0 литра «200GE» (1997 см3, M102 E20, I4, 118 л.с., с 1990 по 1994 годы)
- 2,3 литра «230GE» (2299 см3, M102 E23, I4, 126 л.с., с 1990 по 1995 годы)
- 3,0 литра «300GE» (2960 см3, M103 E30, I6, 170 л.с., с 1990 по 1994 годы)
- 3,2 литра «G320» (3199 см3, M104 E32, I6, 210 л.с., с 1994 по 1997 годы)
- 3,2 литра «G320 V6» (3199 см3, M112 E32, V6, 210 л.с., с 1997 по 2005 годы)
- 5,0 литров «500GE V8» (4973 см3, M117 E50, V8, 241 л.с., с 1993 по 1994 годы)
- 5,0 литров «G500» (4966 см3, M113 E50, V8, 296 л.с., с 1999 по 2007 годы)
- 5,5 литров «G500» (5461 см3, M273 E55, V8, 388 л.с., с 2007 по 2015 годы)
- 4,0 литра «G500 4x42» (3982 см3, M176 DE40AL, V8, 422 л.с., с 2015 по 2018 годы)
Дизельные двигатели представляют собой следующие модели:
- 2,5 литра «250GD» (2497 см3, OM602 D25, I5, 94 л.с., с 1990 по 1992 годы)
- 2,7 литра «G270 CDI» (2685 см3, OM612 DE27LA, I5, 156 л.с., с 2002 по 2006 годы)
- 3,0 литра «300GD»/«G300 Diesel» (2996 см3, OM603, I6, 113 л.с., с 1990 по 1994 годы)
- 3,0 литра «G300 Turbodiesel» (2996 см3, OM606 DE30LA, I6, 177 л.с., с 1997 по 2001 годы)
- 3,0 литра «G320 CDI» 2987( см3, OM642 DE30LA, V6, 224 л.с., с 2006 по 2009 годы)
- 3,5 литра «350GD Turbo»/«G350 Turbodiesel» (3449 см3, OM603 DE35LA, I6, 136 л.с., с 1992 по 1996 годы)
- 3,0 литра «G350 BlueTEC» (2987 см3, OM642 DE30LA, V6, 208 л.с., с 2010 по 2015 годы)
- 3,0 литра «G350 CDI» (2987 см3, OM642 DE30LA, V6, 224 л.с., с 2009 по 2010 годы)
- 3,0 литра «G350 d» (2987 см3, OM642 DE30LA, V6, 245 л.с., с 2015 по 2018 годы)
- 3,0 литра «G300 CDI» (2987 см3, OM642 DE30LA red., V6, 180 л.с., с 2012 по 2018 годы)
- 4,0 литра «G400 CDI» (3996 см3, OM628 DE40LA, V8, 250 л.с., с 2001 по 2005 годы)
Коробки передач устанавливались только автоматические 5-ти или 7-ми ступенчатые.
Во время производства W463 постоянно проводили улучшения автомобиля. Первое обновление случилось в 1994 году. Обновили линейку двигателей, сделали центральный замок, установили иммобилизатор, передние колеса оснастили дисковыми вентилируемыми тормозами. В 1996 году представили 2-х дверный кабриолет с мягким верхом. В базовую комплектацию включили надувные подушки безопасности. В 1997 году добавили новые моторы и убрали устаревшие.
В 1999 году модификация «G500» получила новый руль с кнопками и информационный дисплей, а также на панели приборов изменили расположение кнопок. В 2000 году обновили салон автомобиля. Появился блок мультимедиа «Command», новая обшивка дверей, немного поменяли расположение переключателей блокировок и появился 4-х литровый дизельный мотор с системой подачи топлива «Common Rail». В 2001 году изменили приборную панель, стали устанавливать мультифункциональный руль, климат-контроль, датчик дождя, автоматическая коробка передач стала с функцией «Tiptronic». Также изменения коснулись внешнего освещения.
В 2006 году стали устанавливать биксеноновые фары, изменили дизайн передней и задней оптики, блока мультимедиа «Command» и приборной панели. Появилась камера заднего вида, показывающая изображение на экране при движении задним ходом, также появилась система контроля давления в шинах. В 2008 году появилась система громкой связи Bluetooth, шестидисковый CD-чейнджер и система объемного звучания Harman Kardon Logic7. В 2009 году освежили радиаторную решетку и колесные диски. Провели модернизацию передних и задних сидений. Салон также обновили, добавили новые мультемедийные функции.
Следующий рестайлинг модели провели в 2012 году. Снаружи установили дневные ходовые огни, внешние зеркала стали с указателями поворота. Внутри изменений больше — новая панель управления, центральная консоль и большой цветной дисплей. Добавили множество систем помощи водителю.
Третье поколение (W463, 2018−настоящее время)
Третье поколение было показано на Североамериканском международном автосалоне в Детройте (США) 14 января 2018 года. Дизайн автомобиля сохранил свою уникальность, а внешние размеры немного подросли и имеют длину 4725 мм, ширину 1931 мм и высоту 1969 мм. Снаряженная масса составляет 2354-2485 кг. Так как представители компании сообщили, что новое поколение это глубокий рестайлинг предыдущего, то код «W463» решили сохранить.
Пока автомобиль оснащается только бензиновым двигателем объемом 4,0 литра «G 500» (3982 см3, M176 DE40LA, V8, twin-turbo, 416 л.с.). Трансмиссия автоматическая 9-ти ступенчатая «9G-Tronic».