Рядные «шестёрки» Мерседеса славились не только как хорошо сбалансированные и тихие, но ещё и как очень надёжные и долговечные. И пусть с компоновкой такого мотора приходится повозиться дольше (хотя Volvo на ряде своих моделей ухитрилась втиснуть рядную «шестёрку» поперёк моторного отсека), зато и преимуществ немало.
Среди новых сведений о следующем поколении Мерседеса E-класса (W213) нашла подтверждение ранее звучавшая информация о возвращении в строй рядных «шестерок». Мы выяснили, что дело в неизбежном ужесточении норм по выбросам вредных веществ. Ближе к 2020 году на смену нерепрезентативным сертификационным циклам может прийти приближенная к реальности процедура оценки расхода топлива и выбросов (WLTP — Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedures).
Чем же плох V6? Тем, что он слишком хорош! Чтобы вписаться в новые рамки, немцам придется улучшать каталитические нейтрализаторы отработанных газов. Им нужно быстрее достигать рабочей температуры. Современные моторы настолько эффективны, что жара отработанных газов не хватит для прогрева катализаторов, если те останутся на прежнем месте. Нужно двигать их ближе к выпускному коллектору, а вокруг двигателей V6 уже нет места. Таким образом появятся как бензиновые, так и дизельные рядные «шестерки» со впрыском мочевины.
Помимо прочего, у Е-класса будет несколько гибридных версий. Самая простая получит 41-сильный электромотор в дополнение к двухлитровым бензиновому или дизельному двигателю. Но примерно в 2017 году ожидается появление варианта, заряжаемого от сети, с электромотором уже на 122 л.с. На рисунке — электродвигатель седана C 300 BlueTEC Hybrid.
Вместо конкретного двигателя сегодня разрабатывают модуль — секцию блока цилиндров. Из таких кубиков набираются затем различные комбинации (пример — модульные V6 и V8). Следовательно в разработке оказалось не только семейство рядных «шестерок», но и новая линейка «четверок». Бензиновые модели 2.0 и 3.0 получили заводские индексы M254 и M256, а дизельные — OM654 и OM656. У бензиновой «шестерки» будет две модификации мощностью 367 л.с. и 435. Разумеется, без наддува тут не обойдется. Шестицилиндровый трехлитровый турбодизель тоже получит два варианта по отдаче: 313 и 400 сил. Двухлитровые «четверки» будут выдавать 211 л.с. (бензин) и 170 л.с. (дизель). Многие детали, например элементы выпускных систем, будут унифицированы для бензиновых и дизельных моторов.
Выходит, что коротким окажется век у сравнительно нового семейства четырехцилиндровых двигателей M270/M274 (это варианты под поперечную и продольную установку), которое сейчас можно увидеть сразу на нескольких моделях компании (дебют этой серии состоялся на B-классе в 2011 году). Их все равно заменят. Ведь младшие моторы M270 тесно связаны по технике с моторами V6 (3.0 и 3.5) серии M276 и агрегатами V8 (4.7 и 5.5) серии M278.
Мы полагаем, что новые моторы могут все-таки оказаться своеобразной эволюцией нынешних (на рисунке — M274, появившийся на новом С-классе). Вот только конструкцию их усовершенствуют настолько, что агрегатам дадут новый индекс.
Или вот еще. Мы знаем, что суперкар AMG GT получит новый битурбомотор V8 4.0, построенный на основе пары двухлитровых четырехцилиндровых агрегатов M133 от A 45 AMG. А сам М133 базируется опять же на блоке M270. Судя по всему, следующие мотор V8 разделит архитектуру с рядными «шестерками» и «четверками» нового модульного семейства (M254/256). Хотя появление новой «восьмерки» немцы отказались обсуждать. Еще бы: речь идет о замене мотору, который еще даже не дебютировал!
Интересно, насколько тесной окажется унификация в Мерседесе по линии не только четырех- и шестицилиндровых моторов, но и по линии «бензин—дизель». Такое пересечение имеет огромный смысл. Ведь с ужесточением норм по выбросам именно дизели все сложнее укладывать в заданные рамки, они требуют новых нейтрализаторов, впрыска мочевины, в общем, становятся дороже. Унификация блоков и многих деталей с бензиновыми агрегатами позволит сократить стоимость дизелей за счет эффекта масштаба, а еще — гибко варьировать соотношение производства в зависимости от спроса. Пример такой колоссальной унификации — новая линейка бензиновых и дизельных моторов Volvo Drive-E.
Но вернемся к новому Е-классу. Седан появится в 2016 году, будет и удлиненная версия для Китая. В 2017-м ждем универсал и купе, а в 2018-м — кабриолет. От предлагавшегося ранее минивэна Е-класса решено было отказаться. При этом, в отличие от нынешних купе и кабриолета модели Е, фактически основанных на С-классе, в новом поколении все будет по-честному. Двухдверки действительно будут модификациями Е-класса, а значит, более просторными и роскошными, чем предшественники. Но тут самое время прояснить ситуацию с платформой. Ведь только что на новом С-классе состоялся дебют новой «тележки» MRA.
Новый С-класс на шасси MRA: подвеска спереди — четырехрычажная, сзади — пятирычажная. Звучит знакомо, но в компании уточняют, что перед нами совершенно новая разработка.
Платформа MRA обладает большой гибкостью. И она ляжет в основу сразу нескольких будущих моделей. Помимо всех вариаций С-класса это будут все версии Е-класса, GLK, и CLS. Такой шаг — вполне в русле тенденции. К универсальной платформе для значительной части модельного ряда пришла компания BMW, у Audi — та же картина, причем еще назревает большая унификация с Bentley и Porsche, по тому же пути идет Jaguar. Более того, глава Мерседеса по исследованиям и развитию Томас Вебер заявил: «Мы можем сделать на основе MRA автомобили, которых вы даже не представляете».
Впервые в сегменте С-класс предложил пневмоподвеску. Это неслучайно, раз уж на шасси фактически от этого седана немцы хотят построить и более крупные модели.
Учитывая сотрудничество Мерседеса с Renault/Nissan, которое уже открыло доступ альянсу к переднеприводной платформе MFA и ряду мерседесовских моторов (пример — проект Infiniti Q30), можно сказать, что назревает формирование любопытной экосистемы на основе мерседесовских разработок. Это значит, что мы можем когда-нибудь увидеть новые мерседесовские рядные «шестерки», допустим, в Infiniti. Однако это заимствование не будет распространено на платформу MRA. Томас Вебер недавно заявил, что этой «тележкой» компания не станет делиться ни с кем из партнеров.
Добавим, что у Мерседеса после смены поколений некоторых моделей фактически в строю останутся всего четыре архитектуры. Кроме MFA и MRA, это будут платформы MHA (кроссоверы ML, GL и их производные) и MSA (спорткары, в частности, родстеры SL и SLK). При этом следующий S-класс (седан и купе) будет стоять чуть особняком, так как разделит с младшими седанами отдельные элементы платформы MRA, но не ее всю.