Рис. 33. Принципиальные схемы систем зажигания: 1 - контакты прерывателя; 2 - катушка зажигания: 3 - транзистор; 4 - постоянный магнит: 5 - статор; а' - к распределителю
Отсутствие опасности возникновения дугового разряда между контактами прерывателя и большое выходное напряжение позволили уменьшить зазор между контактами прерывателя транзисторной системы и снизить требования к качеству и частоте регулировки зазора. Стало возможным увеличение зазора между электродами свечи зажигания до 1 мм и более (вместо 0,7...0,8 мм), при котором уменьшается возможность образования капли топлива между электродами, затрудняющего пуск двигателя; отпадает необходимость частой проверки и регулировки зазора. Контактно-транзисторная система зажигания, исключая износ контактов,, не позволяет избежать дребезга контактов, приводящего к уменьшению вторичного напряжения.
К недостаткам контактно-транзисторной системы зажигания относятся: дефицитность применяемых в ней мощных транзисторов и диодов, а также большая мощность, потребляемая системой (60...100 Вт вместо 30...45 Вт); сила тока в первичной цепи достигает 7...9 А вместо 3...4 А.
Недостатки существующих систем зажигания устраняются применением электронной бесконтактной системы зажигания (рис. 33, в) с катушкой зажигания высокой энергии, позволяющей получить стабильное искрообразование на свечах. Основное отличие этой системы зажигания от других отечественных бесконтактных и контактно-транзисторных систем состоит в том, что в катушке зажигания обеспечивается накопление в 1,5...2,0 раза больше электромагнитной энергии. В данной системе энергия искрового разряда увеличена до 50 мДж по сравнению с 20...35 мДж в других применяемых системах зажигания.
Основной целью создания высокоэнергетических систем зажигания является обеспечение работы двигателя внутреннего сгорания на обедненных смесях и повышение его пусковых качеств.