Закрытые стоянки автомобилей размещают в неотапливаемых и отапливаемых помещениях.
Закрытые стоянки в неотапливаемых помещениях предусматривают в районах с большими скоростями ветра и большими снежными заносами, где для безгаражной стоянки требуется дополнительное укрытие автомобилей под тентами. Кроме того, такая стоянка может размещаться в любом закрытом помещении, предназначенном для хранения автомобилей. Система отопления в таких помещениях не функционирует. Защита автомобилей от действия окружающей среды способствует значительному (1,5 раза и более) снижению интенсивности остывания их при межсменной стоянке (при наличии утеплительных чехлов). При продолжительности межсменной стоянки менее 16 ч такой способ хранения автомобилей обеспечивает без применения предварительного подогрева надежный пуск двигателей при температурах наружного воздуха до минус 15...20°C. При более низких температурах наружного воздуха, чтобы обеспечить работоспособное состояние подвижного состава после межсменной стоянки в закрытых неотапливаемых помещениях, применяют средства подготовки автомобилей к работе, аналогичные средствам, применяемым при хранении автомобилей на открытых стоянках (электро- или воздухоподогрев двигателей).
Для снижения затрат на неотапливаемые стоянки строят, используя имеющиеся конструктивные разработки зданий, легкие металлические конструкции типов «Кисловодск», «Канск», «Молодежно» и др.; арочно-складчатые конструкции из тонколистовой стали или алюминия, являющиеся несущими и ограждающими конструкциями; тентовые покрытия при арочной схеме несущих металлоконструкций.
При этом максимально используются возможности естественного освещения и вентиляции.
Приведенные конструкции зданий являются элементами модульных строительных секций. На рис. 72 показан вариант закрытой неотапливаемой стоянки на 100 автомобилей, разработанный Гипроавтотрансом с использованием здания третьего типа. Закрытая стоянка предназначена для хранения автомобилей КамАЗ при температурах наружного воздуха до минус 40°C.
Рис. 72. Схема закрытой неотапливаемой стоянки: 1 - несущие конструкции арочного типа; 2 - эластичная оболочка
Разработаны два варианта стоянки: из четырех блоков размерами 17,5X51,0 м арочной конструкции с высотой арки 8,0 м; из трех блоков размерами 23,2X48,0 м также арочной конструкции с высотой арки 9,8 м. Блоки объединены вставками размерами в плане 6X18 м.
Несущими конструкциями стоянки первого варианта являются решетчатые двухшарнирные арки из гнутого профиля швеллерного типа пролетом 17,51 м, собирающиеся из унифицированных элементов прямоугольного сечения через специальные стыковые элементы в местах перелома оси арки. Арки через шарнирные устройства крепятся на монолитные фундаменты. Ограждающие конструкции — тенты из тканепласта, которые натягивают на арки по прогонам.
Несущими конструкциями второго варианта являются решетчатые двухшарнирные арки спаренного гнутого профиля швеллерного типа пролетом 23,23 м. Ограждающие конструкции второго варианта аналогичны ограждающим конструкциям первого варианта.
Чтобы обеспечить тепловую подготовку автомобилей к работе, предусмотрен воздухоподогрев с расходом нагретого до температуры 70°C воздуха в 600 м3/ч, подводимого под поддон картера двигателя. На автомобилях при этом предусмотрены утеплительные чехлы.
Система воздухоподогрева включает следующее: приточные камеры, оборудованные калориферами и вентиляторами; общий приточный коллектор, выполненный в виде прямоугольного канала; распределительные воздуховоды из асбоцементных труб; воздухораздаточные стояки. Каждый блок стоянки оборудован отдельной системой воздухоподогрева, которая работает на воздухе: наружном — при заезде и выезде автомобилей из стояв ки; рециркуляционном, забираемом из верхней зоны помещу ния,— при стоянке автомобилей. Подвод воздуха к автомобилям позволяет поддерживать тепловое состояние двигателя на задан ном уровне. Кроме того, нагретый воздух, скапливаясь под обо лочкой, позволяет резко замедлить остывание других агрегатов автомобиля. Все это позволяет уменьшить расход тепла на подогрев двигателя и других агрегатов по сравнению с хранением автомобилей на открытых площадках.
Для снижения загазованности помещения стоянки при работе двигателя для заполнения тормозной системы воздухом предусмотрены компрессорные установки.
Воздухоподогрев обеспечивает следующее: температуру в рубашке головки цилиндров на уровне 20...30°C, температуру масла в поддоне картера двигателя не ниже 10...15°С, а в других агрегатах — 5... 10°C; температуру аккумуляторной батареи и топлива в баке 5°C, а температуру у пола кабины водителя — 5... 10°C.
Система воздухоподогрева включается через 20...30 мин после установки первого автомобиля на стоянку. Остальные системы воздухоподогрева включаются по мере заполнения блоков стоянки. Чтобы сократить потери тепла, воздух на приточные установки систем воздухоподогрева забирают из верхней зоны стоянки, т. е. создают рециркуляцию нагретого воздуха. Системы воздухоподогрева работают на подогрев автомобилей и восполнение тепловых.потерь. На стоянке устанавливается стабильный тепловой режим.
Автомобили на место стоянки заезжают вдоль направляющих островков, которые являются и отбойными ребордами для колес. Чтобы облегчить постановку автомобилей двигателем над выходным каналом воздуховодов, пол стоянки размечен в виде поперечных полос белой краской. После постановки автомобилей на место стоянки их окна и двери закрывают. Охлаждающую жидкость из рубашки охлаждения двигателя и радиатора не сливают. Система охлаждения двигателя полностью заполнена, жалюзи радиатора закрыты и зачехлены. На капоте двигателя (в случае его переднего расположения) установлен утеплительный чехол.
Стоянку автомобилей обслуживает дежурный по стоянке.
Закрытые стоянки в отапливаемых помещениях применяют в районах с холодным и очень холодным климатом. При хранении автомобилей в отапливаемых зданиях в зимний период температура в помещении стоянки поддерживается на уровне 5°C. Такую температуру поддерживают для того, чтобы предотвратить замерзание воды в системе охлаждения двигателя, загустевание масел в картерах двигателя и агрегатов трансмиссии,, обеспечить работоспособность аккумуляторной батареи.
Недостатком поддержания температуры в помещении на уровне 5°C является то, что эта температура находится около точки росы, в результате чего автомобиль после возвращения с линии в течение всего времени межсменной стоянки оказывается покрытым слоем влаги. Как известно, для борьбы с обледенением автомобильных дорог широко применяется HCl и другие химически активные вещества, которые в больших количествах оказываются на поверхности кузова и других агрегатов автомобилей. Наличие влаги на поверхности деталей автомобилей создает хорошие условия для интенсивного протекания коррозионных процессов.
Здания для хранения автомобилей по способу их расположения относительно уровня земли подразделяют на наземные и подземные, одно- и многоэтажные. Строительство подземных и многоэтажных стоянок, как правило, применяется в больших городах с ограниченными размерами земельных участков.
Высота помещения для хранения подвижного состава от пола до низа выступающих строительных конструкций и до низа подвесного оборудования и коммуникаций на 0,2 м больше вы соты наиболее высокого транспортного средства, но не менее 2 м.
Одноэтажные стоянки (рис. 73) получили наибольшее распространение как более простые в эксплуатации. Они подразделяются на стоянки с внутренним и без внутреннего проезда. В зависимости от способа разделения автомобилей различают стоянки боксовые и манежные. Первый способ размещения наиболее распространен для автомобилей индивидуального пользования.
Рис. 73. Схема расстановки автомобилей на закрытой стоянке: а - однорядная, прямоугольная, прямоточная; б - однорядная, косоугольная, прямоточная; в - однорядная, прямоугольная; тупиковая; г - двухрядная, прямоугольная, прямоточная; д - двухрядная, косоугольная, прямоточная; е - многорядная, прямоугольная, тупиковая; ж - многорядная, прямоугольная, прямоточная
Многоэтажные стоянки получили распространение для хранения легковых автомобилей. Для этого вида стоянок применяют прямоугольную одно- или двухрядную расстановку автомобилей. По способу перемещения автомобилей внутри стоянки разделяют на немеханизированные, полумеханизированные и механизированные.
На немеханизированной стоянке движение автомобилей между этажами и по этажам осуществляется собственным ходом. Но наклонным плоскостям — рампам (пандусам), которые в зависимости от их очертания в плане могут быть прямолинейными и криволинейными (рис. 74).
Рис. 74. Схема закрытой стоянки автомобилей с одноходовыми рампами: а - прямолинейной; б - круговой; в - с использованием лифта; 1...4 - этажи здания
В зависимости от числа автомобилей предусматривается одна однопутная рампа при хранении до 100 автомобилей выше Первого этажа, одна двухпутная рампа при хранении от 100 до 800 автомобилей и две рампы при хранении выше первого Пажа более 200 автомобилей. Прямолинейные рампы позволяет движение автомобилей с этажа на этаж с последующим движением по горизонтальному участку этажа, а криволинейные рампы обеспечивают непрерывное движение на любой этаж.
Различают рампы, выполненные по принципу одно- или двухходового винта, в зависимости от взаимного расположения рамп и пространстве и организации движения автомобилей. В первом случае подъем и спуск автомобилей осуществляется по раздельным рампам. Во втором случае подъем и спуск автомобилей осуществляется по одной криволинейной рампе или по двум симметрично расположенным прямолинейным рампам. Уклон прямолинейных рамп не превышает 16%, а криволинейных рамп — 13%. Рампы расположены как внутри здания, так и снаружи, примыкая к нему в виде остекленных галерей.
В полумеханизированных стоянках подъем и спуск автомобилей осуществляются лифтами (проездными или тупиковыми) с последующим движением автомобилей по этажам собственным ходом. Скорость клети лифта в зависимости от числа этажей 1,0...2,0 м/с.
На механизированных стоянках (рис. 75) подъем и спуск автомобилей осуществляются также лифтами. Для горизонтального перемещения автомобилей к месту стоянки на этаже существуют различные конструктивные решения (шахты, буксирующие тележки, транспортеры и др.). При проектировании механизированных многоэтажных стоянок автомобилей большое внимание уделяется автоматизации управления технологическими режимами хранения. Применение механизированных многоэтажных стоянок более чем в 2 раза уменьшает площадь застройки, приходящуюся на один автомобиль, устраняет ограничения на число этажей здания, снижает затраты на искусственную вентиляцию.
Рис. 75. Схема механизированной стоянки автомобилей