- при повороте ключа зажигания в положение «старт» через вывод «50» замка зажигания напряжение по красному проводу подается на тяговое реле, находящееся в верхней части стартера;
- вилка включения передвигает зубчатую шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика двигателя;
- шестерня входит в зацепление, после чего тяговое реле через главный контакт подводит полный ток от батареи (через вывод «30»). Шестерня начинает вращать зубчатый венец и передает усилие — стартер проворачивает вал двигателя;
- когда двигатель пущен, а включатель стартера на замке зажигания отпущен, магнитное поле в обмотке тягового реле прерывается и вилка включения отводится возвратной пружиной в прежнее положение. Шестерня выходит из зацепления, и подача напряжения на стартер прекращается.
Неисправный стартер можно определить по следующим признакам.
При включении стартера в области расположения агрегата раздаются щелчки, двигатель стартера немного прокручивается с хрустом или вообще не вращается. Включите первую передачу и удерживайте ключ в замке зажигания в положении «старт», в то время как помощник будет толкать или раскачивать автомобиль. Если стартер заработает, значит, износились его щетки, или есть замыкание в обмотке якоря, или износился коллектор.
Случается так, что после длительной поездки нагревшийся стартер отказывается работать. Этот эффект возникает в результате не совсем благоприятного взаимного расположения вала якоря и шестерни. При сильном нагреве эти детали заклинивает друг в друге, тяговое реле не может передвинуть шестерню, в результате чего электрический контакт в нем не замыкается. Иногда помогает удар молотком по боковой части стартера, одновременно с этим помощник должен перевести замок зажигания в положение «старт».