Предупреждение! Пыль, образующаяся в результате износа накладок и скапливающаяся на компонентах тормозного механизма, может содержать опасный для здоровья асбест. Не выдувайте эту пыль с помощью сжатого воздуха и не вдыхайте ее!
Не используйте растворители на основе бензина для удаления пыли. Пыль следует смывать специальным очистителем тормозной системы или метиловым спиртом в сливную емкость.
После протирки компонентов тормозной системы влажной тряпкой эту тряпку и содержимое сливной емкости следует держать в закрытом и подписанном контейнере. В дальнейшем по возможности старайтесь пользоваться не содержащими асбест компонентами.
Примечание. Кроме проверок через установленные интервалы времени состояние тормозных механизмов следует проводить каждый раз при снятии колес или при появлении признаков неисправности в системе.
Для обеспечения безопасности вождения описанные ниже процедуры проверки тормозной системы являются самыми важными из всех производимых Вами процедур по обслуживанию автомобиля.
Признаки неполадок в тормозной системе
Дисковые тормозные механизмы могут иметь встроенные индикаторы износа фрикционных накладок, которые сигнализируют о том, что износ накладок достиг критической величины. При этом накладки следует поменять немедленно, иначе тормозные диски будут повреждены и им потребуется дорогостоящий ремонт.
Любой из перечисленных ниже признаков может указывать на потенциальный дефект тормозной системы:
- a) При выжимании педали тормоза автомобиль «уводит» в одну сторону;
- b) Тормозные механизмы при торможении издают скребущие или визжащие звуки;
- c) Педаль тормоза имеет чрезмерный ход;
- d) Педаль тормоза пульсирует (это нормально только при работе системы ABS);
- e) Наблюдаются утечки тормозной жидкости (обычно на внутренней стороне шины или колеса).
В случае обнаружения хотя бы одного из этих признаков немедленно осмотрите тормозную систему.
Тормозные линии и шланги
Примечание. В тормозной системе в основном используются стальные тормозные трубки, за исключением гибких армированных шлангов у передних колес и в качестве соединений у заднего моста. Регулярный осмотр всех этих линий очень важен.
1. Припаркуйте автомобиль на ровной площадке и выключите двигатель. Снимите колпаки с колес. Ослабьте, но не снимайте болты крепления всех четырех колес.
2. Поддомкратьте автомобиль и надежно установите его на опоры.
3. Снимите колеса (см. Раздел Поддомкрачивание и буксировка во Введении к настоящему Руководству).
4. Проверьте все тормозные линии и шланги на наличие трещин и потертостей в их наружном покрытии, утечек, вздутий и деформаций. Проверьте тормозные шланги в передней и задней частях автомобиля на наличие признаков размягчения, трещин, деформаций или износа в результате трения о другие компоненты. Проверьте все штуцерные соединения на наличие признаков утечек и удостоверьтесь в надежности крепления всех болтов и зажимов тормозных шлангов.
5. Согните руками в одну и другую стороны тормозной шланг, чтобы выявить повреждения. Скручивать шланги не следует, - ориентируйтесь по цветной линии, нанесенной на шланге.
6. Поверните рулевое колесо вправо и влево до упора. Шланги не должны при этом задевать за элементы конструкции автомобиля.
7. При обнаружении утечек жидкости или повреждений их следует немедленно устранить. За более подробным описанием процедуры ремонта тормозной системы обратитесь к Главе Тормозная система.
Проверка толщины тормозных колодок
Толщина наружных тормозных колодок может быть проверена через проем в диске колеса с помощью карманного фонарика. Внутреннюю колодку можно проверить с помощью карманного фонарика и зеркала. Если необходимо более точно оценить толщину колодки, следует снять колесо и измерить колодку штангенциркулем.
Дисковый тормоз переднего колеса
Примечание. Опыт показывает, что износ тормозной колодки колеса со стороны переднего пассажира больше, чем со стороны водителя. Поэтому для проверки толщины тормозной колодки рекомендуется снимать колесо со стороны переднего пассажира. Наблюдения показывают, что 1 мм износа тормозной колодки соответствует как минимум 1000 км пробега автомобиля. Это правило соответствует неблагоприятным условиям эксплуатации автомобиля. В нормальных условиях износ колодок значительно меньше. При толщине колодки 10.0 мм (с подкладной пластиной) колодка может еще эксплуатироваться не менее 3000 км.
1. Маркируйте краской положение переднего колеса по отношению к ступице. Это позволит установить сбалансированное колесо в свое рабочее положение. Ослабьте болты крепления колеса. При этом автомобиль должен стоять на земле. Поднимите переднюю часть автомобиля и установите на подставки. Снимите переднее колесо.
2. Измерьте штангенциркулем совокупную толщину фрикционной накладки с металлической подложкой на внутренних и наружных тормозных колодках.
3. Пределом износа передней колодки считается толщина 7 мм (с учетом подложки). В этом случае тормозную колодку необходимо заменить, см. Главу Тормозная система.
4. Установите переднее колесо так, чтобы совпали маркировки, нанесенные при снятии. Болты крепления колес не смазывайте. Установите болты крепления колеса.
5. Опустите автомобиль на колеса и затяните болты крест-накрест.
Дисковый тормоз заднего колеса
1. Проверьте толщину наружной тормозной колодки через проем в диске колеса, воспользовавшись при необходимости карманным фонариком. Диск колеса снимать не нужно. Если имеется колпак колеса, его необходимо снять.
2. Внутреннюю колодку проверьте с помощью лампы и зеркала.
3. Пределом износа тормозной колодки заднего и переднего колес считается толщина 7 мм, включая подкладную пластину.
Стояночный тормоз
Простейшим, и возможно, самым очевидным способом проверки работы стояночного тормоза является установка автомобиля на крутом склоне с взведенным тормозом и трансмиссией в нейтральном положении (при проверке Вам следует находиться в автомобиле). Если стояночный тормоз не удерживает автомобиль от скатывания, следует произвести его регулировку (см. Главу Тормозная система).