Повернуть двигатель на монтажной стенде или на верстаке так, чтобы сторона поддона масляного картера была обращена вверх.
После того как очищены все масляные каналы, вбить стальной шарик с помощью завивочного стержня, сзади в масляный канал.
Вкрутить масляный редукционный клапан и закрутить болт-заглушку.
Вставить в ряд вкладыши коренных подшипников в отверстия для них в картере двигателя. Верхние вкладыши подшипников двигателей V8 снабжены канавкой для смазки, тогда как у 6-цилиндровых двигателей верхние и нижние подшипники, за исключением 4-го подшипника, снабжены канавкой для смазки, а верхний вкладыш четвертого подшипника имеет на своих концах по одному отверстию для масла и по одной выемке для масла.
Вкладыши подшипников поставляются готовыми к установке для разных видов ремонта и должны заменяться только полностью в наборе. Центральный подшипник поставляется в случае ремонта с увеличенной шириной и должен, чтобы получить ходовой слой на стороне маховика, дорабатываться только на ненагру-женной стороне под прямым углом к отверстию для подшипника.
Вкладыши, в общем, можно, когда они новые, заменять между собой. Это же применимо и к внутренним вкладышам.
Установить в ряд крышки коренных подшипников, проверив их обозначение, и затянуть их болты необходимым моментом.
Вкладыши коленчатого вала на 8-цилиндровом V-образном двигателе
Измерить основное отверстие в направлениях А, В и С в двух плоскостях. У основного отверстия, которое превышает необходимую величину или является коническим, крышку подшипника на опорной поверхности обработать на притирочной плоскости и снять максимум 0,02 мм. Крышки подшипников коленчатого вала двигателей V8 обрабатываются вместе с блоком двигателя и не поставляются как запасные части.
Поставить вкладыши подшипников коленчатого вала и затянуть необходимым моментом крышку подшипника еще раз.
Измерить диаметр подшипника и проверить радиальный зазор (люфт). Он может корректироваться заменой вкладышей, при этом должна быть достигнута средняя величина заданного зазора подшипника.
Вставить новое радиальное уплотнительное кольцо сзади в картер двигателя и туго посадить его деревянной ручкой молотка.
Чтобы достичь требуемого перекрытия, радиальное уплотнительное кольцо нужно обрезать на 0,5 мм выше плоскости раздела. Для отрезания можно использовать шаблон 0,6 - толщина, который можно изготовить самостоятельно.
Смазать радиальное уплотнительное кольцо, вкладыши и коленчатый вал моторным маслом SAE30 и установить коленчатый вал с приводной целью.
У двигателей V8 смазать герметиком заднюю крышку и затянуть ее. Радиальное уплотнительное кольцо между пыльником и пылезащитным уплотнением заполнить долговременной смазкой и вдавить до упора в крышку. Для этого лучше использовать специальное приспособление 117 589 004 300. Если этого приспособления нет, то вдавить уплотнительное кольцо сначала в крышку, а затем затянуть заднюю крышку.
Затянуть крышки подшипников коленчатого вала необходимым моментом. У двигателей V8 для крепления крышек подшипников коленчатого вала в блок цилиндров вворачиваются самофиксирующиеся болты со штифтами. Эти болты должны заворачиваться только один раз, т.к. при их отворачивании фиксирующий эффект пропадает.
Внешние болты со штифтами расположены в 2 мм от середины, поэтому крышка подшипника может быть смонтирована только в одном положении. При ремонте не допускается использование для самофиксирующихся болтов со штифтами крышек подшипников коленчатого вала винтовых насадок.
Затянуть болты крышек подшипников коленчатого вала необходимым моментом затяжки в требуемой последовательности.
Измерить осевой (аксиальный) люфт коленчатого вала.
Провернуть коленчатый вал от руки и проверить, свободно ли он вращается. Если он вращается тяжело, то скорректировать его положение с помощью перемещения вкладышей подшипников пластмассовым молотком.
Установить промежуточное зубчатое колесо для привода распределителя зажигания и концевое зубчатое колесо.
Установить вал с винтовой шестерней для привода масляного насоса.
Если зубчатое колесо (звездочка) коленчатого вала или промежуточное зубчатое колесо с втулками заменялись на новые, то следует измерить отклонение от соосности. Для этого измерить расстояние от передней стороны блока цилиндров до промежуточного зубчатого колеса и потом до зубчатого колеса коленчатого вала. Разница между этими величинами не должна быть более 0,1 мм. При большем отклонении должно быть заменено компенсационное (уравнивающее) кольцо позади колеса коленчатого вала.
Прикрепить маховик или передаточный диск,,к фланцу коленчатого вала. Маховик помечен вместе с коленчатым валом.Если устанавливается новый маховик, то он должен быть такого же размера и веса, как и старый.
Измерить диаметр удлинения болтов. Если достигнут минимальный диаметр, то болты нужно заменить новыми;
Завернуть болты и затянуть их нужным моментом и на нужный угол, причем довернуть болты дальше на угол 90°+10°.
У двигателей V8 при установке нужно обращать внимание на последовательность установки передаточных дисков.
Передаточные диски могут быть установлены только в одном положении, т.к. один из восьми болтов крепления расположен со смещением относительно установочной окружности по центрам отверстий. Поэтому передаточные диски должны питься в одном определенном положении и отверстия должны точно совпадать. Зубчатый венец приварен к стальному кольцу и прикреплен болт и к передаточному диску. При снятии коробки-передач (КПП) зубчатый венец остается на двигателе.
Проверить состояние шатунных'болтов, втулок и развернуть шатун.
Установить крышку шатунных подшипников и затянуть болты шатунов.
Измерить основное отверстие.
Установить крышки шатунных подшипников вместе с вкладышами и затянуть болты шатунов.
Измерить диаметр подшипника и радиальный люфт. Люфт подшипника может корректироваться путем замены вкладышей, при этом необходимо добиваться средней величины допустимого люфта.
Смазать маслом шатунные втулки и поршневые пальцы и вставить их от руки.
Вставить фиксатор поршневого пальца в паз. Установить поршни на штанге шатуна таким образом, чтобы стрелка указывала в направлении движения и паз для фиксирующего выступа вкладыша подшипника указывают на левую сторону по направлению движения или у двигателей V8 - на внешнюю сторону двигателя.
При установке уже работавших поршней следует проверить поршневые кольца на боковой и аксиальный зазор. Поршни не нагревать и не заменять поршневые пальцы отдельных цилиндров.
Вставить поршневые кольца в канавки на поршнях и проверить легкость их хода. Концы поршневых колец распределить равномерно по окружности поршня.
Смазать моторным маслом SAE30 вкладыши шатунных подшипников и поршни.
Воспользоваться сжимателем поршневых колец 000 589 2061 00 или стягивающей лентой 000 589 041 400 и вставить поршни, чтобы стрелка указывала в направлении движения, без применения усилия. У двигателей V8 шатуны прикрыть защитной крышкой, чтобы не повредить стенки цилиндров.
Одеть крышки шатунных подшипников на шатуны в соответствии с цифровыми обозначениями друг за другом и затянуть болты шатунных подшипников.
Провернуть коленчатый вал и проверить легкость хода между шатуном и отверстием поршня.
В положении ВМТ поршней/измерить расстояние между дном поршня и плоскостью раздела блока цилиндров.
Установить масляный насос. У двигателей V8 подвесить зубчатое колесо на цепи и надвинуть масляный насос на колесо. Натяжную втулку в зубчатом колесе нужно вставить в выемку на приводном валу. Наклонить масляный насос назад, установить и затянуть болт крепления зубчатого колеса. Прикрепить болтами масляный насос. Пружину натяжителя цепи при затяжке болта удерживать от вращения отверткой.
Вбить новое распорное кольцо на цапфу коленчатого вала.
Смазать маслом края нового радиального уплотнительного кольца и вставить кольцо в зажимное отверстие в корпусе блока.
У 6-цилиндровых двигателей вставить новое радиальное уплотнительное кольцо в масляный картер.
Установить планки успокоителя.
Слегка смазать верхнюю плоскость блока цилиндров консистентной смазкой или же прилепить новую прокладку поддона масляного картера с помощью смазки.
Установить поддон и затянуть болты нужным моментом.
На двигателях V8 установить переднюю крышку.
Опорные втулки промежуточных зубчатых колес, если они снимались, запрессовать в блок цилиндров и в переднюю крышку таким образом, чтобы паз для смазки располагался внизу. Установить коленчатый вал 8 положение ВМТ и проверить, совпадают ли нанесенные метки на промежуточном колесе и на корпусе блока цилиндров., Метки должны совпадать, т.к. в противном случае распределитель зажигания не сможет быть установлен в нужное положение. Заменить резиновые уплотнительные кольца каналов охлаждающей жидкости и смазать уплотнительную плоскость передней крышки герметиком перед установкой.
Установить уравновешивающие диск и шкив. Уравновешивающий диск на 6-цилиндровых двигателях фиксируется на коленчатом вале с помощью двух перемещаемых штифтов, на 8-цилиндровых - с помощью дисковой пружины.
Поперечный разрез шкива, гасителя колебаний, ступицы и передаточного диска двигателей V8: 1. Шкив. 2. Болт N8x22. 3. Гаситель колебаний. 4. Болт N18x1,5x45. 5. Дисковые шайбы (3 штуки). 6. Ступица. 7. Радиальное уплотнительное кольцо. 8. Дисковая пружина. 10. Передняя крышка, 10. Зубчатое колесо распределительного вала. 11. Коленчатый вал.
Гаситель колебаний, шкив и ступица на двигателях V8 должны скрепляться друг с другом в одном определенном положении. Одно из 6 отверстий смещено относительно середины и поэтому отверстия должны точно совмещаться друг с другом.
Провернуть двигатель и установить собранную головку блока цилиндров. Перед этим проверить, чтобы плоскости головки цилиндров и блока цилиндров были чистыми и свободными от посторонних предметов. Кроме этого, нужно обратить внимание на следующее:
- Не использовать герметик на прокладках головки блока цилиндров или на уплотняемых плоскостях.
- Провернуть коленчатый вал, пока поршень №1 не встанет в положение ВМТ такта сжатия, и установить распределительные валы в соответствии с маркировкой.
Двигатель V8
Двигатель 6-цилиндровый
Затянуть болты головки цилиндров необходимым моментом. Последовательность затяжки:
Двигатель 6-цилиндровый
Двигатель V8
Поднять цепь на опоры зубчатых колес и расположить ее на колесе распределительного вала.
Установить дисковую шпонку на распределительный вал, надеть уравнительный диск и затем установить зубчатое колесо с цепью на распределительный вал.
Надеть на болты крепления шайбы, пружинные шайбы и затянуть болты.
Установить натяжитель цепи и равномерно затянуть болты крепления. На 6-цилиндровых двигателях вставить корпус натяжителя цепи в головку цилиндров.
Завернуть резьбовое кольцо и затянуть его моментом 50 Нм.
Установить нажимной стержень вместе с установленной стопорной и нажимной пружинами в корпус и затянуть масляный жиклер моментом 25 Нм. При этом нажимной стержень должен скакнуть вперед со слышимым щелчком. Завернуть болт-заглушку с прокладкой и затянуть его моментом 50 Нм.
Установка натяжителя цепи (6-цилиндровый двигатель): 1. Болт-заглушка. 2. Уплотнительное кольцо. 3. Резьбовое кольцо. 4. Масляный жиклер. 5. Кольцо посадки шарика. 6. Шарик. 7. Кожух шарика. 8. Нажимная пружина. 9. Пружина паза. 10. Нажимной поршень. 11. Корпус. 12. Шайба клапана. 13. Кольцо. 14. Шарик. 15. Нажимная пружина. 16. Опорное кольцо. 17. Головка цилиндров.
Могут устанавливаться натяжители цепи различного исполнения, А или В.
Провернуть двигатель и проверить регулировочные метки.
Если необходимо, то проверить фазы газораспределения.
Так как нажимной стержень натяжителя цепи 6-цилиндровых двигателей не может отжаться назад, то натяжитель цепи после каждого снятия должен разбираться и нажимной стержень устанавливается в положение А.
При монтажных работах на цепном приводе -например, при снятии зубчатых колес распределительного вала или успокоителя, необходимо перед этим снять нажимную пружину при установленном натяжителе цепи.
А - натяжитель цепи в установочном положении
В - натяжитель цепи в рабочем положении
Установить гидравлические компенсаторы клапанного зазора и коромысла.
Вставить вал привода распределителя зажигания и установить распределитель зажигания.
Еще раз установить двигатель в положение ВМТ первого цилиндра и проверить регулировочные метки на уравновешивающем диске, распределительных валах и распределителе зажигания.
Отрегулировать клапанный зазор.
Если нужно, то проверить положение гидравлического компенсатора клапанного зазора и скорректировать его (двигатели V8). На 6-цилиндровых двигателях клапанный зазор измеряется посредством плоского щупа между поверхностью скольжения и основной поверхностью кулачка распределительного вала.
На установленном собранном двигателе нужно предварительно снять натяжные пружины, а также резиновые прокладки отверстий свечей зажигания. Плоский щуп при правильной регулировке должен протягиваться туго.
Для регулировки клапанного зазора соответствующий кулачок распределительного вала нужно поставить так, чтобы носик кулачка не давил на коромысло, а стоял напротив и вертикально по отношению к плоскости скольжения.
Механизм управления клапанами двигателя: 1. Резьбовая втулка. 2. Регулировочный болт клапана. 3. Нажимное устройство (толкатель)
Клапанный зазор может проверяться или регулироваться на холодном или теплом двигателе. При недостаточной возможности регулировки заменить нажимное устройство Если момент вращения регулировочного болта клапана менее 20 Нм, то нужно заменить регулировочный болт или регулировочный болт вместе с резьбовой втулкой. 4 Поставить и затянуть клапанную крышку.
Установить впускной и выпускной коллекторы, регулятор смеси и воздухопровод, карбюратор, топливный насос, водяной насос и вентилятор.
Установить масляный фильтр и масляный щуп с трубкой.
Завернуть свечи зажигания.
Установить генератор и ремень.
Завернуть крепления двигателя.
Установить ведомый диск с помощью подходящего центровочного стержня на внутренней стороне маховика.
Установить сцепление и затянуть болты крепления сцепления равномерно (крест-накрест) необходимым моментом.
У автомобилей с автоматической КПП установить передаточный диск.
Установить оставшиеся детали двигателя. Укрепить коробку передач на двигателе.
Двигатель готов к установке.
Залить масло в двигатель.