Щупом измерить зазоры между поршневыми кольцами и соответствующими канавками поршня, сравнить полученные результаты с данными в таблицах. Увеличенные зазоры указывают на износ или поршневого кольца или поршня.
Установить кольцо в нижнем поясе цилиндра на расстоянии 20 мм от нижней кромки и щупом измерить зазор в замке поршневого кольца. Для двигателей обеих серий эти значения различны и приведены в соответствующих таблицах.
При незначительном зазоре (например, при использовании новых колец) его можно довести до требуемой величины опиливанием торцев замка. При увеличенном зазоре кольцо необходимо заменить.
Проверить поршневые пальцы и верхние головки шатунов на износ и отсутствие повреждений. Если бракуется один из шатунов, его можно заменить отдельно, учитывая, что разница в весе шатунов данного двигателя не должна превышать 4 г. Шатуны двигателей серии 117 отличаются большей длиной.
При повторном использовании болтов крепления крышки шатуна необходимо измерить диаметр болта в узкой части штангенциркулем (см. рис. 29). Если размер меньше 8.0 мм, то болт необходимо заменить, как описано ниже. Перед заменой необходимо выполнить одну проверку. Надеть крышку нижней головки шатуна на болт крепления и развернуть по отношению к шатуну на 180°. Шатун и крышку расположить горизонтально, как показано на рис. 30. Если под действием собственного веса крышка падает вниз, болт нужно заменить. Для замены болтов необходимо выполнить следующее:
Рис. 29. Измерение стержня болта крепления крышки шатуна.
Рис. 30. Проверка болтов крепления крышки шатуна.
Выпрессовать из нижней головки шатуна старые болты.
Поставить шатун разъемной поверхностью на стальную плиту с отверстием большим диаметра болта и запрессовать поочередно новые болты крепления.
С помощью приспособления проверить шатун на скручивание и изгиб.
Поставить крышку на шатун и затянуть гайки крепления моментом 40...50 Нм.
Установить шатун в сборе в тиски и нутромером измерить диаметр нижней головки, как показано на рис. 31. Если размер превышает 55.62 мм или выявлена некруглость отверстия, поверхность крышки шатуна можно притереть на разметочной плите, слой снимаемого металла не должен превышать 0.02 мм.
Рис. 31. Измерение нутромером отверстия в нижней головке шатуна.
При повреждении или изменении размеров втулки в верхней головке шатуна, ее можно выпрессовать и запрессовать новую втулку. Втулка разворачивается в размер 26.007...26.013 мм, что обеспечивает требуемый зазор между пальцем и верхней головкой шатуна.
Измерение зазоров в шатунных подшипниках
Эти работы выполняются совместно с измерением зазоров в коренных подшипниках (раздел 2.7.2).