Шатуны должны соответствовать номеру цилиндра. Обозначения на шатуне и крышке шатуна должны располагаться друг под другом. Стрелки на головках поршней должны быть направлены в переднюю сторону двигателя.
Замки поршневых колец должны быть равномерно расположены по окружности поршня под углом 120°.
На поршень одеть оправку и сжать поршневые кольца в канавках (см. рис. 71).
Рис. 71. Установка поршня с оправкой для сжатия поршневых колец.
На болты крепления крышки шатуна одеть короткие отрезки резинового или пластмассового шланга во избежание повреждения зеркала цилиндра.
Повернуть коленчатый вал в положение НМТ двух шатунных шеек.
Вставить шатун в сборе в цилиндр, блок цилиндров при этом положить на бок так, чтобы шатун был направлен нижней головкой на шейку коленчатого вала и не мог повредить зеркало цилиндра. Верхний шатунный вкладыш должен быть уже установлен в головку шатуна.
Поршень вставить в цилиндр и, используя оправку, продвинуть по цилиндру до посадки вкладыша на шатунную шейку коленчатого вала.
Вставить второй шатунный вкладыш в крышку шатуна, смазать моторным маслом, крышку одеть на болты крепления, перед этим снять отрезки шлангов и крышку прижать к шатуну. Окончательно проверить расположение всех обозначений на поршне, шатуне и крышке шатуна.
Смазать опорные поверхности под гайки крепления на крышке шатуна.
После установки шатуна на коленчатый вал последний необходимо несколько раз провернуть для самоустановки шатуна.
Еще раз проверить расположение всех меток на деталях.
Рис. 72. Шатун в сборе.
1 - шатун и крышка шатуна,
2 - отверстие для подвода масла,
3 - пазы крепления вкладышей.
Щупом определить осевой зазор между нижней головкой шатуна и шатунной шейкой коленчатого вала.