Если вы решили купить набор из четырех болтов ("секреток") и ключа-переходника, советуем Вам не торопиться. Пройдясь только по одному автомобильному рынку, мы насчитали 12 разновидностей таких наборов. Цены на них колеблются в зависимости от материала, из которого они изготовлены, и оригинальности конструкции.
Есть явный ширпотреб, представляющий собой болт-эксцентрик с таким же ключом. Болт с большой высотой эксцентрической головки не имеет защиты от скручивания газовым ключом. Этот вариант может заинтересовать владельцев тех автомобилей, на которых стоят литые диски с глубоким посадочным местом под "секретку". Цена такой защиты – от 3 до 5 у.е.
Болты с прокручивающимися защитным кольцом и все с тем же эксцентриком стоят до $10. Но кольцо издает неприятные звуки при езде, создавая впечатление, что к автомобилю привязали веревку с консервными банками. Многие избавляются от этого шума, подкрутив под основание болта простую резинку от бигудей.
Дойдя до цены в 15 у.е., секретные болты начинают напоминать уже не "гадких утят", которые заморились ржаветь на прилавке под открытым небом, а белых лебедей, гордо поднимающих стальную голову над кучей всяких шайбочек, гаечек, винтиков, прокладочек, лежащих тут же. Как правило, эти "секретки" отличаются высоким качеством исполнения, соответствующей термообработкой и наличием защитного покрытия.
Вариантов конструкции тоже много. Все они, как правило, с защитным кольцом, закрепленным на болте через резиновый уплотнитель, избавляющий от посторонних шумов. Имеют уже не один, а два ключа (один запасной). Формы же самих "секретов" достаточно разнообразны. Начиная от самых простых, но уже облагороженных эксцентриков, до затейливых шлицевых соединений: эти, как нам кажется, наиболее надежные и удобные при установке.
К последнему классу относятся те, стоимость которых – от 15 до 25 у.е.. Эти экземпляры как бы сошли с полотен авангардистов. Тут тебе и "трехлистники", и гайки неправильной формы, и усеченный конус, и болты с отверстиями под ключ, напоминающие знак "За рулем – глухой". Все они изготавливаются с защитным кольцом. Есть очень удобные и практичные, но попадаются и вызывающие сомнения в своей пригодности к работе.
Покупая "секретки" у нас в городе, Вы, как правило, не застрахованы от того, что такого же ключа нет и у злоумышленника. Дело в том, что производители вряд ли будут изменять размеры болтов и ключей к ним, обеспечивая индивидуальность каждого комплекта. Следовательно, если уж ставить "секретки", то приобретенные в другом городе. Либо заказывать специально у знакомого токаря. В этом случае вероятность того, что Ваше колесо попадет к соседу по стоянке, уже меньше, но...
И все же смысл устанавливать секретки есть – из числа потенциальных претендентов на Ваши колеса исключаются технически неискушенные пацаны, для "несанкционированного" снятия колес требуется дополнительное время, а в результате неосторожных манипулияций грамотных злоумышленников установленная на машине сигнализация может успеть сработать. Если, конечно, злоумышленники не достаточно грамотны, чтобы ее "обезвредить".
Не будем вдаваться в технические подробности, искушая таким образом "несознательных". Скажем только, что, если владельцы легкосплавных дисков с углублениями, прячущими головки болтов, могут "спать спокойно" при наличии одной "секретки" на колесо, то стальные диски имеет смысл крепить тремя-четырьмя "хитрыми" болтами (или гайками), желательно разными, что достаточно дорого и хлопотно. Впрочем, здоровый сон дороже.