Как пользоваться данной главой
В этой части главы 2 описаны ремонтные работы, которые могут быть проведены без снятия двигателя с автомобиля Если двигатель снимается с автомобиля и будет разбираться, как описано в части Г. все предварительные действия по разборке двигателя можно пропустить. Отметим, что несмотря на то, что физически возможно без снятия двигателя с автомобиля провести переборку таких узлов как шатуннопоршневая группа, эти операции не проводятся отдельно. Обычно должны быть проведены некоторые дополнительные операции (не считая очистку деталей и масляных каналов). По этой причине такие операции отнесены к основным действиям и описываются в части Г данной главы.
В части Г описывается снятие силового агрегата с автомобиля и ремонтные операции, которые затем могут быть выполнены.
Описание двигателя
Двигатель является четырех цилиндровым, рядным, с одним распределительным валом, установленным в линию ("север - юг") с трансмиссией, располагаемой сзади автомобиля.
Коленчатый вал установлен в чугунном блоке цилиндров на пяти коренных подшипниках. Осевое перемещение контролируется упорными полукольцами, установленными с каждой стороны среднего коренного подшипника.
Шатуны крепятся к коленчатому валу при помощи горизонтально разрезанных шатунных подшипников, а к поршням при помощи запрессованных поршневых пальцев. На поршни устанавливаются три поршневых кольца: два компрессионных и одно маслосъемное.
Распределительный вал приводится в действие звездочкой распредвала от однорядной или двух рядной цепи (в зависимости от типа двигателя). Цепь также приводит в действие дополнительный вал, который используется для привода распределителя, а также бензонасоса, на карбюраторных моделях.
Распредвал удерживается в пяти подшипниках на головке цилиндров из алюминиевого сплава и приводит в действие клапана посредством рычагов - кулачков. На ранних моделях зазоры в механизме привода клапанов регулируются вручную. На более поздних, клапана приводятся в действие при помощи гидравлических толкателей, закрепленных на кулачках, и регулярная ручная регулировка не требуется.
Шестеренчатый масляный насос приводится в действие непосредственно от коленчатого вала, и располагается на кожухе цепи привода распредвала.
Ремонтные операции, доступные без снятия двигателя с автомобиля
Без снятия двигателя с автомобиля возможно выполнить следующие работы:
- а) Головка цилиндров-снятие и установка.
- б) Кожухи цепи привода распредвала и звездочки — снятие и установка.
- в) Распределительный вал — снятие и установка.
- г) Поддон — снятие и установка.
- д) Ремень привода распределительного вала — снятие и установка.
- е) Снятие и установка шатунных подшипников, шатунов и поршней *.
- ж) Масляный насос — снятие и установка.
- з) Опоры силового агрегата — замена.
- и) Маховик / ведущая планшайба — снятие и установка.
* Для успешного выполнения данной операции рекомендуется снять двигатель.