Как пользоваться содержанием этой главы
Эта часть Главы 2 описывает те виды ремонтных работ, которые могут быть выполнены на двигателе без его снятия с автомобиля. Если двигатель был снят с автомобиля и разобран, как это описано в части Г данной главы, предварительные демонтажные работы могут быть пропущены.
Отметим, что хотя некоторые виды работ, как, например, ремонт соединения поршня с шатуном, физически осуществимы без снятия двигателя с автомобиля, такие операции, как правило, не выполняются отдельно. Обычно требуется выполнение еше целого ряда дополнительных операций (не говоря уже об очистке деталей и маслопроводов). По этой причине все подобные виды работ классифицируются как капитальный ремонт, описание которого приведено в части Г данной главы.
Часть Г описывает порядок снятия силового агрегата (двигателя+коробки передач) с автомобиля и все виды ремонтных работ, которые после этого могут быть выполнены.
Описание двигателя
На автомобиле может быть установлен 4-цилиндровый или 5-цилиндровый дизельный двигатель; оба этих двигателя, в основном, похожи, главным отличием является количество цилиндров.
Двигатель имеет один распределительный вал сверху, расположен в одну линию с коробкой передач и находится спереди автомобиля.
В 4-цилиндровом двигателе коленчатый вал опирается на пять коренных подшипников на чугунном блоке цилиндров. Осевое перемещение коленчатого вала предотвращается упорными полукольцами с обеих сторон коренного подшипника №3. Соответственно, в 5-цилиндровом двигателе коленчатый вал опирается на шесть коренных подшипников, а упорные полукольца расположены с обеих сторон подшипника №4. Шатуны соединены с коленчатым валом подшипниками, состоящими из двух горизонтально разрезанных половин. С поршнями шатуны соединяются при помощи плавающих поршневых пальцев, закреплённых в поршнях разрезными пружинными кольцами. Поршни из лёгкого сплава имеют три поршневых кольца: два компрессионных и одно маслосъёмное. Распределительный вал приводится в движение при помощи двойной приводной цепи от звёздочки коленчатого вала. Этой же цепью осуществляется привод топливного насоса высокого давления.
Распределительный вал опирается на подшипники в головке цилиндров и воздействует на клапаны непосредственно, через гидравлические толкатели клапанов.
Масляный насос имеет цепной привод от переднего конца коленчатого вала.
Основные ремонтные операции, выполнимые без снятия двигателя с автомобиля
Следующие операции могут быть выполнены без снятия двигателя с автомобиля:
- а) Снятие и установка головки цилиндров.
- б) Снятие и установка цепи и звёздочек привода распределительного вала.
- в) Снятие и установка распределительного вала
- г) Снятие и установка масляного поддона
- д) Снятие и установка шатунных подшипников, шатунов и поршней *
- е) Снятие и установка масляного насоса
- ж) Замена опор силового агрегата
- з) Снятие и установка маховика ведущей планшайбы.
* Несмотря на то, что демонтаж этих деталей возможен и без снятия двигателя с автомобиля, по соображениям удобства и чистоты, рекомендуется выполнять эти операции на снятом из автомобиля двигателе.