А
АБС (Антиблокировочная система торможения)
Система, обычно управляемая с помощью электроники, предотвращающая блокировку колес в процессе торможения за счет уменьшения давления жидкости в тормозах колес.
Аварийный тормоз
Тормозная система, независимая от основной тормозной гидросистемы, которая может использоваться для замедления или остановки автомобиля при отказе основных тормозов, а также для удержания автомобиля на месте при отпущенной тормозной педали. Обычно имеет рычаг, который механически связан с передними или задними тормозами с помощью тросов и рычажных механизмов. Известен также как ручной тормоз или стояночный тормоз.
Адсорбер
Элемент системы зашиты окружающей среды, предназначен для предотвращения попадания в атмосферу паров топлива: содержит активизированные гранулы древесного угля для удержания паров топлива в системе питания двигателя топливом.
Адсорбер
Ампер (А)
Единица измерения для электрического тока. Один А - ток, протекающий через сопротивление 1 Ом при разности напряжения на его концах 1 В.
Анаэробный уплотнитель
Вещество для предотвращения отворачивания болтов и винтов.
Анаэробный — означает, что он не требует кислорода для активации. Широко используется уплотнитель марки Loctite.
Антиприхватывающий состав
Покрытие, которое уменьшает риск слипания соединений, которые подвергаются действию высокой температуры, таких как болты и гайки выпускного коллектора.
Антиприхватываюший состав
Антифриз
Вещество (обычно этиленгликоль), которое в смеси с водой используется в системе охлаждения автомобиля, чтобы предотвратить замораживание охлаждающей жидкости зимой. Антифриз также содержит химические добавки для предотвращения коррозии и ржавчины, которые имели бы тенденцию засорять радиатор и каналы охлаждающей жидкости и уменьшать эффективность системы охлаждения.
Асбест
Природный волокнистый минерал с большим термическим сопротивлением, обычно используется в составе материалов тормозных накладок.
Асбест опасен для здоровья и пыль, создаваемую тормозными системами нельзя вдыхать или глотать.
Б
Биение
Радиальное или осевое перемещение обода или торца вращающейся детали относительно неподвижной точки вследствие неточности ее изготовления или неправильной посадки на вал.
Блок электронного управления
Компьютер, который управляет (например) зажиганием и системой впрыска топлива или антиблокировочной тормозной системой.
В
Ведущий вал
Любой вал, передающий крутящий момент. Обычно так называют полуось в переднеприводных автомобилях.
Ведущий вал
Вентиль для прокачки
Клапан или запорный винт на рабочем цилиндре тормоза, суппорте или другом гидравлическом компоненте, который открывается для прокачки гидросистемы с целью удаления воздуха. Иногда носит название ниппель.
Винт Филиппса
Тип винта, имеющий головку с крестообразным пазом вместо продольного. Для него необходим соответствующий тип отвертки.
Воздухоочиститель
Металлический или пластиковый корпус, содержащий фильтрующий элемент, который очищает воздух, попадающий в двигатель, от пыли и грязи.
Воздухоочиститель
Воздушный мешок (подушка) безопасности
Надувной мешок, скрытый в руле (на стороне водителя) или в ящике для перчаток (со стороны пассажира). При лобовом столкновении мешки раздуваются, защищая водителя и переднего пассажира от удара об руль или лобовое стекло.
Вольт (В)
Единица измерения напряжения в электрической цепи. Напряжение 1 В образуется на концах сопротивления 1 Ом при протекании через него тока силой 1 А.
Впускной коллектор
Трубопровод с каналами, через которые рабочая смесь (карбюраторный двигатель и двигатель с дроссельным впрыском) или воздух (дизельный двигатель) подводятся к клапанам в головке цилиндров.
Выжимной подшипник
Упорный подшипник в муфте сцепления, который перемешается в осевом направлении под действием педали сцепления и воздействует на рычаги выключения или на лепестки диафрагменной пружины для выключения муфты. Выключатель блокировки стартера На автомобилях с автоматической трансмиссией, выключатель, который предотвращает запуск, если не включена передача Neutral или Park.
Выпускной коллектор
Трубопровод с несколькими каналами, через которые выхлопные газы выходят из камер сгорания двигателя и входят в выхлопную трубу.
Выпускной коллектор
Вязкость
Величина, характеризующая сопротивление жидкости течению.
Г
Демпфер крутильных колебаний
Устройство, предназначенное для уменьшения вибраций при вращении коленчатого вала. Может быть установлено в шкиве коленчатого вала.
Генератор
Элемент электрооборудования автомобиля, который преобразует механическую энергию в электрическую. Приводится в действие от коленчатого вала через ременную передачу. Используется для подзарядки аккумулятора, работы системы зажигания и электрических приборов.
Детали генератора
Герметик
Жидкость или паста для предотвращения утечки в соединении. Иногда используется в соединении с прокладкой.
Гидравлический толкатель
Толкатель, который использует гидравлическое давление от системы смазки двигателя, чтобы поддерживать нулевой зазор (постоянный контакт) с распределительным валом и стержнем клапана. Автоматически приспосабливается к изменение длины стержня клапана при его нагреве. Гидравлические толкатели уменьшают шум клапанов.
д
Датчик кислорода
Устройство, установленное в выпускном коллекторе двигателя, которое определяет содержание кислорода в выхлопных газах и преобразовывает эту информацию в электрический ток. Известен также под названием лямбда-зонд. Двигатель с верхним расположением клапанов Двигатель с клапанами, расположенными в головке цилиндров, но с распределительным валом, расположенным в блоке двигателя.
Двигатель с верхним расположением кулачков
Двигатель с распределительным валом(ами), расположенным на головке цилиндров.
Диагностический код (код неисправности)
Цифровой код, формируемый электронной системой управления двигателем при возникновении какой-либо неисправности. Этот код может быть считан через диагностический модуль и использован для определения той части системы, где может быть неисправность.
Дисковый тормоз
Тормоз, включающий в себя вращающийся диск, который сжимается тормозными колодками. При трении энергия движущегося автомобиля преобразуется в тепло.
Дистанционная прокладка (шайба)
Тонкая распорная деталь, используемая для регулировки осевого зазора или относительного положения между двумя деталями. Регулировка производится за счет изменения тол-шины прокладки.
3
Заглушка
Металлическая деталь в форме диска или тарелки, которой закрывается отверстие в отливке, через которое из нее удаляется формовочная смесь. В литых деталях корпуса двигателя такие заглушки выполняют также роль предохранительных элементов, снижающих вероятность их повреждения при замерзании охлаждающей жидкости.
Зазор
Расстояние между двумя деталями. Например, между поршнем и цилиндром, между подшипником и цапфой, и т.д.
Зазор клапана
Просвет между упором клапана (концом стержня клапана) и коромыслом или толкателем. Зазор клапана измеряется, когда клапан закрыт.
Запуск от внешнего источника
Запуск двигателя автомобиля с разряженным или слабым аккумулятором, от заряженного аккумулятора при помоши соединения аккумуляторов проводами большого сечения. Звездочка Колесо с зубьями, которые зацепляются с цепью или зубчатым ремнем.
И
Индикатор
Прибор или лампочка на панели приборов, предназначенные для контроля состояния систем автомобиля. Индикатор с подвижным указателем и масштабными делениями называется аналоговым. Индикатор с числовым отображением информации называется цифровым.
Инструмент для измерения биений и люфтов.
Искровой промежуток (зазор)
Расстояние между центральным и боковым электродами в свече зажигания. Также относится к зазору между контактами в узле прерывателя в обычном контактном зажигании.
Регулировка зазора в свече зажигания
Измеритель зазоров в подшипниках скольжения
Тонкая пластиковая нить, имеющая различные размеры и используемая для измерения зазоров. Например, чтобы измерить зазор в подшипнике скольжения, необходимо положить нить поперек цапфы подшипника. Соберите и разберите подшипник: ширина раздавленной полосы укажет величину зазора между цапфой и подшипником.
Измеритель зазоров в подшипниках скольжения
К
Карбюратор
Устройство, которое смешивает топливо с воздухом в надлежащих пропорциях, для обеспечения требуемой мощности двигателя внутреннего сгорания с искровым зажиганием.
Карбюратор
Карданный вал
Длинная полая труба с карданными шарнирами на концах, которая передает момент от трансмиссии до дифференциала на автомобилях с задними ведущими колесами и передним расположением двигателя. Карданный шарнир Двойное шарнирное соединение для передачи вращения под некоторым углом. Карданный шарнир состоит из двух U-образных вилок и крестового шарнира, называемого крестовиной.
Картер коленчатого вала
Нижняя часть блока двигателя, в которой вращается коленчатый вал.
Каталитический преобразователь
Устройство в системе выпуска газов, устанавливаемое в глушителе, которое преобразует некоторые особо вредные компоненты выхлопных газов в менее вредные.
Каталитический преобразователь
Клапан
Устройство, через который проходит поток жидкости или газа количество которого может регулироваться подвижной частью, которая открывается, закрывается, или частично перекрывает один или большее число проходов. Клапаном также называют подвижную часть такого устройства.
Клапан рециркуляции отработанных газов
Клапан для пропуска выхлопных газов во впускной коллектор.
Клапан рециркуляции отработанных газов
Ключ Аллена
Шестигранный ключ для отворачивания болтов с шестигранным углублением.
Коленчатый вал
Главный вал двигателя, расположенный по всей длине картера коленчатого вала, и имеющий кривошипы, к которым присоединены шатуны.
Узел коленчатого вала
Колодочный тормоз
Тормоз в виде металлического барабана, расположенного внутри колеса. При нажатии тормозной педали изогнутые тормозные колодки прижимаются к внутренней части барабана, чтобы замедлить или остановить автомобиль.
Колодочный тормоз
Компрессия
Уменьшение объема и увеличение давления и температуры газа.
Контргайка
Гайка, фиксирующая другую гайку, обычно применяемую для регулировки, в нужном положении.
Коренные подшипники
Подшипники, в которых вращается коленчатый вал в картере двигателя. В двигателе с рядным раположением цилиндров число коренных подшипников обычно на единицу больше числа цилиндров. Коренные подшипники обычно выполнены в виде расточек в картере, в которые заложены вкладыши, покрытые изнутри антифрикционным материалом с низким коэффициентом трения.
Коромысло
Двуплечий рычаг, качающийся на оси или на цапфе. В двигателе с верхним расположением клапанов, коромысло передает движение толкателя стержню клапана. Корончатая гайка Удлиненная гайка, на верхней части которой имеются сквозные прорези для фиксации гайки на болте или шпильке от самоотвинчивания.
Корончатая гайка
"Крокодил"
Длинный пружинный металлический зажим с зубьями. Используется для временного подключения к электросети.
Л
Лампа-фара
Устаревшая конструкция передней фары, в которой объединены отражатель, линза и нити накала в герметически уплотненный блок. Когда нити накала перегорают или на линзе появляются трещины, заменяется блок целиком.
Люфт
Перемещение за счет зазора между двумя деталями. Применительно к коленчатому валу, расстояние, на которое коленчатый вал может смешаться вперед и назад в блоке цилиндров.
М
Маховик
Массивный диск, в котором накапливается энергия импульсов при рабочих ходах в цилиндрах. На автомобилях маховик прикреплен к коленчатому валу для сглаживания неравномерности вращения.
Мультиметр
Электрический контрольно-измерительный прибор, способный измерять напряжение, ток и сопротивление. Известен также под названием тестер.
Муфта вентилятора
Гидравлическая передача, которая позволяет поддерживать нужную скорость вращения вентилятора при переменной частоте вращения двигателя.
О
Ограничитель давления
Клапан гидравлического управления, который ограничивает давление в задних тормозах при экстренном торможении, чтобы предотвратить полное затормаживание колеса.
Ограничитель давления в зависимости от нагрузки
Регулирующий клапан тормозной гидравлической системы, который работает подобно ограничителю давления, но также учитывает нагрузку на заднюю ось.
Окислы азота
Основной ядовитый загрязнитель, испускаемый бензиновыми и дизельными двигателями при высоких температурах. Ом Единица электрического сопротивления. Сопротивление в 1 Ом при пропускании через него тока силой 1 А создает падение напряжения 1 В.
Омметр
Измерительный прибор для определения электрического сопротивления.
Опережение зажигания
Угол, на который должен повернуться коленчатый вал, чтобы поршень дошел до верхней мертвой точки, обычно выражаемый в числе градусов, в момент, когда происходит воспламенение смеси.
Ось
Вал, на котором вращается колесо или который вращается вместе с колесом. Также - балка, которая соединяет два колеса автомобиля. Ось, которая также передает колесам крутящий момент, называют ведущей осью.
Ведущая ось
Отгибная шайба
Шайба, предназначенная для предотвращения самопроизвольного отворачивания или ослабления гаек крепления узлов и деталей, путем отгибания специального язычка шайбы на грань гайки.
П
Перегородка
Деталь кузова автомобиля, отделяющая моторный отсек от салона.
Плавкий предохранитель
Электрическое устройство, которое защищает цепь от случайной перегрузки. Типичный плавкий предохранитель содержит легкоплавкий провод, который откалиброван так. чтобы он мог расплавиться при определенной силе электрического тока (в амперах) и разъединить защищаемую цепь.
Плавкая связь
Устройство защиты цепи, состоящее из проводника, окруженного термостойкой изоляцией. Проводник имеет диаметр, меньший чем у защищаемого провода, так что он действует как самое слабое звено в цепи. В отличие от перегоревшего плавкого предохранителя, разрушенная плавкая связь должна отрезаться от провода для замены.
Подшипник скольжения
Узел, обеспечивающий легкое вращение вала в корпусе и не допускающий их относительного радиального смешения. Обычно изготовлен в виде цилиндрической расточки в корпусе, в которую вставлена втулка или вкладыш из антифрикционного материала с низким коэффициентом трения. Подшипник скольжения обычно требует хорошей организации смазки под давлением. Пример - подшипники коленчатого вала двигателя.
Подшипник скольжения
Полуось
Вращающийся вал, который передает момент от механизма конечной передачи до приводного колеса, обычно устанавливается в ведущей задней оси.
Порядок работы цилиндров
Порядок, в котором происходит воспламенение смеси в цилиндрах двигателя, начиная с первого цилиндра.
Привод вспомогательных агрегатов
Ременная передача, предназначенная для привода в действие вспомогательных агрегатов, таких как генератор, водяной насос, насос усилителя рулевого управления, компрессор системы кондиционирования воздуха и т.д. от шкива коленчатого вала.
Привод вспомогательных агрегатов
Продольный наклон шкворня
Угол установки колес, определяющий наклон оси шкворня в продольной плоскости. Угол продольного наклона шкворня считается положительным. когда верх его оси отклонен назад.
Прокачка тормозов
Процедура выпуска воздуха из гидравлической системы привода тормозов.
Прокачка тормозов
Прокладка
Любой тонкий, мягкий материал — обычно пробка, картон, асбест или мягкий металл, установленный между двумя металлическими поверхностями, чтобы обеспечивать хорошее уплотнение. Например, прокладка головки цилиндров установлена в соединении между блоком и головкой цилиндров.
Прокладка
Пружинное кольцо
Кольцеобразный зажим для предотвращения продольного перемещения цилиндрических деталей и валов. Внутреннее пружинное кольцо устанавливается в углублении (пазе) в корпусе, внешнее пружинное кольцо вставляется в углубление (паз) на наружной поверхности цилиндрического вала.
Р
Радиатор
Теплообменное устройство, обеспечивающее теплопередачу от жидкости к воздуху, предназначенное для уменьшения температуры жидкости в системе охлаждения двигателя внутреннего сгорания.
Распределительный вал
Вращающийся вал, на котором расположен ряд кулачков, приводящих в действие механизмы клапанов двигателя. Распределительный вал может иметь цепной или ременной привод.
Реечный рулевой механизм
Система рулевого управления, в которой рулевой вал имеет на конце шестерню, входящую в зацепление с зубчатой рейкой. При поворотах руля, поворачивается ведущая шестерня и перемешает рейку влево или вправо. Это движение передается через рулевые тяги к управляемым колесам.
Регулировка
Процесс точной и тщательной настройки работы двигателя, включая замену некоторых частей с целью получения наилучших его характеристик.
Ремень привода распределительного вала
Зубчатый ремень, который вращает распределительный вал. Обрыв ремня при работе двигателя может вызвать серьезные последствия. Рециркуляция газов Отбор части выхлопных газов на вход двигателя для повторного сжигания с целью снижения вредных выбросов в атмосферу.
Ротор
Вращающаяся часть любого устройства (например, генератора).
Ротор турбонагнетателя — узел, включающий колесо компрессора, вал и турбинное колесо.
Ротор распределителя зажигания — вращающаяся часть распределителя зажигания, соединяющая поочередно центральный электрод на крышке распределителя со свечными проводами высокого напряжения и направляющая высокое напряжение от обмотки катушки зажигания к надлежащей свече.
С
Сварка
Соединение двух деталей путем нагрева и расплавления металла в области сварки.
Свободный ход
Перемещение до начала действия. "Свободное движение" в рычажном механизме или узле, между началом приложения усилия и фактическим движением. Например, расстояние, на которое перемешается тормозная педаль до начала движения поршня в главном цилиндре тормоза.
Серпантинный привод
Привод вспомогательных агрегатов двигателя, в котором вместо нескольких коротких ремней используется один широкий длинный ремень, охватывающий все шкивы.
Серпантинный привод
Система управления двигателем
Компьютер, управляющий впрыском топлива и зажиганием.
Степень сжатия
Отношение объема цилиндра, когда поршень находится в нижней мертвой точке к объему цилиндра, когда поршень находится в верхней мертвой точке.
Стойка МакФерсона
Тип системы передней подвески, изобретенной Эрлом МакФерсоном в фирме Форд в Англии. В первоначальной форме, нижний рычаг подвески образован простой горизонтальной связью со стабилизатором поперечной устойчивости. Между кузовом и поворотным кулаком установлена длинная стойка, объединяющая в один узел цилиндрическую пружину и амортизатор. Многие современные так называемые стойки МакФерсона используют в качестве нижней опоры обычный А-образный рычаг и не опираются на стабилизатор поперечной устойчивости.
Суппорт
Неподвижная часть дискового тормоза, который охватывает диск и является направляющей для тормозных колодок. В суппорте расположены также рабочие гидроцилиндры тормозной системы с поршнями, которые прижимают тормозные колодки к диску при торможении.
Схема электропроводки
Рисунок, изображающий компоненты и провода системы электрооборудования автомобиля, с использованием стандартизированных символов.
Сходимость колес
Разность расстояний между торцевыми поверхностями колес спереди и сзади. Если это расстояние сзади больше, чем спереди, сходимость называется положительной, если наоборот — то отрицательной. Обычно сходимость важна для передних (управляемых) колес. На автомобилях с задними ведущими колесами, небольшая положительная сходимость необходима для компенсации сил, стремящихся развести колеса, так чтобы при движении передние колеса были параллельны. На переднеприводных автомобилях, обычно устанавливается небольшое расхождение (отрицательная сходимость).
Т
Термостат
Управляемый температурой клапан, который регулирует поток охлаждающей жидкости между блоком цилиндров и радиатором, для поддержания оптимальной температуры двигателя. Термостат также используется в некоторых воздухоочистителях, в которых регулируется температура.
Толкатель
Цилиндрическая деталь, передающая движение от кулачка к стержню клапана или непосредственно или через коромысло.
Тормозная накладка
Деталь, изготовленная из фрикционного материала, имеющего высокий коэффициент трения. Тормозная накладка приклеивается или приклепывается к стальной основе, вместе с которой составляет тормозную колодку.
Тормозная колодка
Деталь дискового или барабанного тормоза, которая прижимается к поверхности диска или барабана, соединенного с колесом, и предназначена для снижения скорости или остановки транспортного средства. Тормозная колодка обычно имеет основу, изготовленную из стали по форме останавливаемого звена (плоская — для дискового тормоза и серповидная — для барабанного), к которой приклеена или приклепана тормозная накладка из фрикционного материала. Тормозной барабан Деталь тормоза, вращающаяся вместе с колесом, на которую воздействуют тормозные колодки для остановки транспортного средства.
Тормозной диск
Деталь тормоза, вращающаяся вместе с колесом, на которую воздействуют тормозные колодки для остановки транспортного средства.
Трассер
Полосы другого цвета, нанесенные на изолятор провода, чтобы отличить этот провод от другого с изолятором то же цвета.
Турбонагнетатель
Устройство с газовой турбиной и центробежным компрессором, которое приводится в действие выхлопными газами, для повышения давления воздуха во впускном коллекторе. Обычно используется для увеличения мощности двигателя при неизменном рабочем объеме цилиндров.
У
Ударный съемник
Специальный съемник, который вворачивается или прицепляется к детали, например к валу или подшипнику. На стержне съемника имеется массивная болванка, которая может скользить по стержню. На свободном конце стержня имеется упор, в который ударяется болванка, освобождая снимаемую деталь.
Уплотнительное кольцо
Тип уплотнения, изготовленного из специального резинообразного материала. При сборке узла для обеспечения надежного уплотнения кольцо закладывается в канавку, в которой оно обжимается присоединяемой деталью.
Ш
Фильтрующий элемент воздухоочистителя
Основной элемент воздухоочистителя, обычно изготавливаемый из пористой бумаги, через который проходит весь поток воздуха, поступающего в двигатель.
X
Хладоагент
Любое вещество, используемое для отвода тепла в системе кондиционирования воздуха. В течение многих лет наиболее распространенным был хладоагент R-12; однако, недавно изготовители начали использовать менее токсичное вещество R-134а.. которое приносит меньший вред озоновому слою атмосферы.
Хонинг
Абразивный инструмент для исправления небольших отклонений цилиндричности отверстий или различий в диаметрах цилиндров двигателя, тормозном цилиндре и т.д.
Ц
Цилиндрическая пружина
Спираль из упругой стали, имеющая различные размеры. Используется во многих узлах автомобиля, например как упругий элемент в подвеске, в клапанном механизме.
Ш
Шариковый подшипник
Узел, обеспечивающий легкое вращение вала в корпусе и его фиксацию относительно корпуса в радиальном и осевом направлениях. Подшипник состоит из внутреннего и наружного колец со стальными шариками между ними.
Шарнир равных угловых скоростей
Тип универсального шарнира, в котором отсутствуют колебания скорости, вызванные изменением угла передачи момента. Шатунный подшипник Подшипник, с помощью которого нижняя головка шатуна соединена с кривошипом коленчатого вала двигателя. Обычно выполняется в виде подшипника скольжения.
Штангенциркуль
Точный измерительный прибор, который измеряет внутренние и наружные размеры. Не столь точный как микрометр, но более удобный.
Щ
Щуп
Тонкая полоса или лезвие из твердой стали, имеющее определенную толщину, используется для определения зазоров между деталями.
Щуп
Э
Электронная система управления впрыском топлива
Управляемая компьютером система топливоподачи, которая распределяет топливо по форсункам, расположенным в каждом впускном канале двигателя.