Он состоит из имеющего сотовую структуру керамического монолита 2, покрытого защитным слоем (см. иллюстрацию 2.0). На защитном слое находятся соли благородных металлов, обеспечивающих процесс очистки ОГ.
В корпусе 1 катализатора находится опорный изолятор 3, который одновременно компенсирует тепловое расширение.
Бензиновые двигатели
Благодаря электронному управлению системой впрыска топлива в сочетании с информацией от лямбда-зонда, впрыск топлива в камеры сгорания происходит дозировано с таким расчетом, чтобы катализатор мог снижать уровень вредных веществ в ОГ.
Лямбда-зонд представляет из себя электрический датчик, реагирующий на содержание остатков кислорода в отработавших газах колебаниями электрического напряжения, что в итоге позволяет блоку управления оценивать состав топливно-воздушной смеси.
Блок управления системой впрыска может за доли секунды изменять соотношение топлива и воздуха.
Это, с одной стороны, необходимо потому, что постоянно меняются условия эксплуатации («полный газ», холостой ход), а с другой стороны, потому, что дожигание в катализаторе происходит только тогда, когда в отработавших газах содержится достаточная доля бензина.
Дизельные двигатели
В отличие от катализаторов, устанавливаемых на бензиновых двигателях, у автомобилей с дизельным двигателем устанавливаются 2 нерегулируемых катализатора, т.к. к дизельному двигателю подается большее количество воздуха, чем необходимо для сжигания.
Такой катализатор преобразует содержащиеся в ОГ угарный газ и углеводородные соединения в углекислый газ СО и воду (Н2О). Кроме того, он нейтрализует характерный для дизельного двигателя запах сгоревшего топлива (см. иллюстрацию 2.1).
Высокое содержание окислов азота (NOx) в отработавших газах снижается в результате действия системы рециркуляции отработавших газов.
Клапан системы рециркуляции отработавших газов расположен на впускном коллекторе и приводится в действие от низкого давления.
Клапан обеспечивает отвод части отработавших газов назад в камеры сгорания, чтобы снизить температуру воспламенения топливно-воздушной смеси и тем самым уменьшить содержание вредных веществ в ОГ.