Приведенный порядок работ по снятию и установке головки блока цилиндров дан на примере автомобилей с бензиновыми двигателями. Особенности снятия и установки головки блока цилиндров у дизельных двигателей изложены в конце главы.
Снятие и установка головки производятся без демонтажа двигателя из моторного отсека.
Снятие
1. Отсоедините клемму провода «массы» (-) от полюса аккумулятора, выключив зажигание.
Внимание! При отсоединении аккумулятора из радиоприемника с кодом доступа, предотвращающим его несанкционированное использование, удаляется указанный код, а также настройки на радиостанции. Поэтому перед отсоединением аккумулятора необходимо убедиться, что код записан и его можно будет после подсоединения аккумулятора вновь ввести в радиоприемник. Если код владельцу автомобиля неизвестен, то ввести радиоприемник в эксплуатацию сможет только специализированная мастерская или же его производитель.
2. Слейте охлаждающую жидкость из рубашки охлаждения блока цилиндров.
3. Снимите крышку головки блока цилиндров, см. соответствующую главу.
4. Снимите блок катушек зажигания, см. соответствующую главу.
5. Отсоедините приемную трубу от выпускного коллектора.
6. Автомобили с воздушным насосом. Снимите клапан отключения подачи воздуха.
7. Снимите термостат, см. соответствующую главу.
8. Установите поршень цилиндра №1 в положение ВМТ. Цилиндр № 1 находится возле ручейкового ремня.
Для установки поршня цилиндра в ВМТ проверните коленчатый вал двигателя так, чтобы метка ВМТ на ременном шкиве установилась напротив отметки на крышке цепи привода газораспределительного механизма.
В этом положении поршня цилиндра №1 кулачки распределительного вала должны быть обращены от клапанов.
Для проворачивания коленчатого вала снимите правое переднее колесо и подкрылок. Вставьте через отверстие в крыле длинный торцовый шестигранный ключ (вставку) на 17 мм, к примеру HAZET-986-17, закрепив его на удлинительной рукоятке, и заведите его на головку центрального болта ременного шкива на коленчатом валу.
9. Обозначьте положение приводной звездочки распределительного вала и цепи привода распределительного вала, проведя маркером линию по цепи и звездочке.
10. Вывинтите болты крепления натяжителя цепи 1 и снимите его (см. стрелки на иллюстрации).
11. Снимите звездочку с распределительного вала. При отвинчивании болтов крепления звездочки удерживайте вал за поясок от проворачивания.
12. Снимите цепь привода со звездочки распределительного вала.
13. Подоприте двигатель снизу гаражным подъемником, положив на него деревянный брусок.
14. Вывинтите болты крепления передней опоры 1 двигателя к кронштейну 2 подвески двигателя (см. иллюстрацию).
15. Вывинтите оба болта с головкой под многогранный торцовый ключ из картера цепи.
16. Ослабьте за несколько проходов на остывшем двигателе все болты крепления головки блока цилиндров, действуя в порядке, обратном последовательности их затяжки (см. иллюстрацию 4.25), а затем полностью вывинтите болты.
17. Измерьте длину болтов крепления головки блока цилиндров.
Длина новых болтов равна 183 мм (L = 183 мм) (см. иллюстрацию). При каждой затяжке болты вытягиваются в длину и это удлинение сохраняется. Если длина болтов равна 186 мм и более, то их в обязательном порядке следует заменить на новые. Рекомендуется после каждого снятия головки блока цилиндров устанавливать только новые болты.
18. Снимите головку с блока цилиндров, воспользовавшись услугами помощника.
Установка головки блока цилиндров выполняется в порядке, обратном снятию.
19. Почистите сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров.
20. Осмотрите головку блока цилиндров и убедитесь, что она не искривлена и не имеет трещин.
21. Почистите отверстия под болты крепления головки блока цилиндров.
22. Нанесите герметик, например, Loctite 5900, на перемычку между головкой блока цилиндров и крышкой распределительного механизма.
Внимание! После нанесения герметика в течение 10 минут следует уложить уплотнительную прокладку и установить головку блока цилиндров.
23. Уложите на блок цилиндров новую уплотнительную прокладку.
24. Установите головку блока цилиндров на место.
Положение головки блока цилиндров центрируется с помощью установочных штифтов в блоке цилиндров. При установке головки убедитесь, что головка села на установочные штифты.
Внимание! Затяжку болтов крепления головки блока цилиндров следует производить с особой тщательностью. Перед затяжкой следует проверить точность динамометрического ключа. Для облегчения работ можно воспользоваться угловым шаблоном, например, HAZET 6690. Для того, чтобы избежать ненужных нагрузок на динамометрический ключ, доворот на нужный угол следует выполнять обычным ключом (см. иллюстрацию).
Внимание! Если углового шаблона в распоряжении нет, то угол доворота болта необходимо рассчитать. Для этого рукоятку ключа на угловом шаблоне располагайте вдоль двигателя и поворачивайте одним непрерывным движением до тех пор, пока рукоятка не станет перпендикулярно двигателю.
25. Затяните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности от 1 до 10 за несколько проходов (см. иллюстрацию).
- 1-й проход. Затяните болты динамометрическим ключом с моментом 35 Нм.
- 2-й проход. Доверните болты на 90° гаечным ключом.
- 3-й проход. Доверните болты на 90° гаечным ключом.
26. Затяните болты крепления 11 и 12, которыми головка блока цилиндров крепится к крышке газораспределительного механизма с приложением усилия 20 Нм (см. иллюстрацию 4.25).
27. Установите переднюю опору подвески двигателя и привинтите её к кронштейну двигателя с приложением усилия 55 Нм (см. иллюстрацию 14.2).
28. Опустите гаражный подъемник и уберите деревянный брусок.
29. Проверьте положение распределительного вала. При нахождении поршня цилиндра№ 1 метка на фланце распределительного вала должна располагаться по центру маркировки на крышке подшипников распределительного вала.
В случае необходимости произведите соответствующую корректировку.
Внимание! Перед проворачиванием распределительного вала поверните коленчатый вал так, чтобы он располагался под углом в 30° после ВМТ, чтобы избежать соударения клапанов и днищ поршней и их повреждения.
30. Установите на распределительный вал звездочку и закрепите её новым болтом с головой под многогранный торцовый ключ с моментом затяжки 20 Нм. После этого болт доверните на 60°.
31. Уложите цепь привода распределительного вала таким образом, чтобы отметки, сделанные на цепи и на звездочке перед демонтажем, совпадали.
32. Проверьте еще раз исходное положение распределительного вала.
33. Установите натяжитель цепи, заменив его прежнюю прокладку на новую.
Внимание! Обратите внимание на правильность установки, т.к. отверстие несколько смещено от центра.
34. Затяните болты крепления натяжителя цепи. Момент затяжки составляет 8 Нм.
35. Установите выпускной коллектор на пальцы головки блока цилиндров, уложив перед этим новую уплотнительную прокладку. Перед установкой коллектора осмотрите резьбовые пальцы и при необходимости замените их. уложите новую прокладку привинтите выпускной коллектор к головке цилиндра. Навинтите на пальцы гайки с буртиком и затяните их с приложением усилия 40 Нм.
36. Проверьте уровень моторного масла.
37. Прогрейте двигатель до рабочей температуры и проверьте герметичность всех соединении. Герметичность системы охлаждения проверяется с помощью приспособления для её прокачки только после разогрева двигателя до рабочей температуры.
Внимание! Прокладка головки цилиндра становится герметичной только после нагревания двигателя до рабочей температуры и разбухания прокладки.
Автомобили с дизельным двигателем
Порядок выполнения работ по снятию и установке головки блока цилиндров аналогичен демонтажу и установке на автомобилях с бензиновыми двигателями, за исключением того, что на дизельных двигателях необходимы снятие и установка форсунок, распределительных валов и балансиров. Ниже приведены также моменты затяжки основных резьбовых соединений.
38. Измерьте длину болтов М-12 крепления головки блока цилиндров. Длина новых болтов равна 186 мм. При каждой затяжке болты вытягиваются в длину и это удлинение сохраняется. Если длина болтов достигла 188 мм или более, то их в обязательном порядке следует заменить на новые.
39. Смажьте резьбу и поверхность прилегания головок новых болтов.
40. Затяните болты крепления головки блока цилиндров в той же последовательности, что и в автомобилях с бензиновыми двигателями, т.е. от 1 до 10 за несколько проходов.
- 1-й проход. Затяните болты динамометрическим ключом с моментом 60 Нм.
- 2-й проход. Доверните болты гаечным ключом на 180°.
41. Затяните болты крепления головки блока цилиндров к крышке распределительного механизма с приложением усилия 20 Нм.
42. Установите поршень цилиндра №1 в ВМТ и зафиксируйте распределительные валы в этом положении, вставив два цилиндрических штифта диаметром 6 мм в отверстия на приводных звездочках валов.
При нахождении коленчатого вала в ВМТ поршня цилиндра № 1 штифты должны прилегать к головке блока цилиндров.
Моменты затяжки резьбовых соединений:
- гайка с буртиком крепления выпускного коллектора — 21 Нм
- шпильки (пальцы) крепления выпускного коллектора — 11 Нм
- звездочка к распределительному валу — 18 Нм
- крышка подшипников распределительного вала к головке цилиндра — 9 Нм
- передняя/задняя крышка привода газораспределительного механизма — 9 Нм
- натяжитель цепи газораспределительного механизма — 89 Нм