14.0 Детали рулевого управления
1 - рулевое колесо
2 - вал рулевого управления
3 - переключатель на колонке рулевого управления (подрулевой выключатель)
4 - рычаг регулировки высоты руля
5 - амортизационная стойка
6 - наконечник поперечной рулевой тяги
7 - шаровая опора наконечника
8 - манжета рулевого механизма
9 - бачок гидроусилителя рулевого управления
10 - реечный рулевой механизм
11 - насос гидроусилителя рулевого управления
Рулевое управление состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, реечного механизма и поперечных рулевых тяг (см. иллюстрацию 14.0).
Рулевая колонка передает движение рулевого колеса зубчатую рейку рулевого механизма, которая перемещается соответственно повороту руля, вправо или влево.
Поперечные рулевые тяги передают усилия по управлению автомобилем через наконечники и поворотные кулаки к колесам.
Управление с помощью зубчатой рейки обладает легким ходом и не имеет люфта. Рулевой механизм не требует обслуживания, исключая необходимость проверки состояния манжет, а также пылезащитных колпачков наконечников рулевых тяг.
Гидравлический усилитель рулевого управления (сервоуправление) обеспечивает приложение минимума усилий при поворотах колес. Гидравлический усилитель состоит из масляного насоса, бачка для жидкости и напорных линий.
Масляный насос приводится в действие ручейковым ремнем. Насос всасывает масло для гидросистем из ресивера и гонит его под высоким давлением к стержню клапана.
Стержень клапана механически связан с рулевой колонкой и направляет масло, в зависимости от направления поворота руля, в соответствующую часть рабочего цилиндра в картере рулевого механизма. Там масло давит на поршень зубчатой рейки и этим поддерживает усилие водителя, прикладываемое к рулевому колесу. Одновременно поршень на другой стороне рабочего цилиндра выдавливает гидравлическую жидкость в бачок через возвратный шланг.
Внимание! Сварочные и рихтовочные работы на элементах рулевого управления запрещены. При проведении ремонтных работ самоконтрящиеся гайки, а также заржавевшие болты и гайки всегда заменяйте новыми.
Внимание! Указанные в данной главе моменты затяжки резьбовых соединений должны соблюдаться. Если автовладелец не имеет достаточного опыта выполнения ремонтных работ на автомобиле, то их рекомендуется поручать мастерской.
На рулевом колесе устанавливается надувная подушка безопасности водителя, представляющая собой сложенный мешок, мгновенно заполняемый воздухом при лобовом столкновении, предохраняя тем самым туловище и голову водителя от удара о рулевое колесо.
При достаточно сильном ударе прибор управления воспламеняет небольшой взрывной заряд и газы, возникающие в результате взрыва заряда, в течение нескольких миллисекунд наполняют подушку. Этого времени достаточно, чтобы смягчить удар о руль. Затем в течение нескольких секунд воздушная подушка опадает, так как газы удаляются через выходные отверстия.