Для автоматической регулировки зазора возле рычага стояночного тормоза установлен регулировочный рычаг с пружиной натяжения, с помощью которого можно выдвинуть плунжер регулировочного механизма. Тормозные накладки относятся к категории материалов, на которые требуется разрешение на эксплуатацию и они внесены в Общий эксплуатационный разрешительный реестр (ABE).
Кроме того, они подобраны заводом-изготовителем к определенным моделям автомобилей. Поэтому рекомендуется применять только накладки, предлагаемые заводом-изготовителем или одобренные Федеральным автомобильным управлением. Такие накладки имеют номер, присваиваемый им Федеральным автомобильным управлением.
Внимание! Если тормозные колодки будут устанавливаться повторно для дальнейшего использования, то перед снятием их следует обозначить. Перестановка колодок с правого колеса на левое и наоборот не допускается. Такая перестановка может привести к неравномерному затормаживанию колес. В обязательном порядке должны устанавливаться только оригинальные тормозные накладки или же накладки, рекомендованные фирмой-изготовителем автомобиля. Обязательно меняйте все накладки тормозных колодок передних колес, даже если лишь только одна из них достигла границы износа.
Внимание! Рекомендуется производить снятие тормозного механизма только с одной стороны для того, чтобы в случае необходимости можно было свериться по другой стороне.
Снятие
Внимание! Перед разборкой отдельных элементов барабанного тормозного механизма запомните или обозначьте их монтажное положение. В случае необходимости сверяйтесь по механизму на другой стороне.
1. Отметьте краской положение задних колес на ступицах. Это позволит при сборке установить отбалансированное колесо в прежнее положение.
2. Ослабьте болты крепления колес. Автомобиль при выполнении этой операции должен стоять на колесах.
3. Установите автомобиль на козлы и, вывинтив колесные болты, снимите задние колеса.
Внимание! Поддомкрачивание автомобиля или установка его на козлы сопряжены с опасностью. Поэтому рекомендуется ознакомиться с мерами безопасности, изложенными в главе «Поддомкрачивание автомобиля».
4. Отпустите стояночный тормоз.
5. Вывинтите крепежный болт 1 и снимите тормозной барабан 2 со ступицы (см. иллюстрацию).
Внимание! Плотно сидящий тормозной барабан можно сбить со ступицы легкими ударами пластмассового молотка, а затем снять, осторожно отжав отверткой.
Если тормозной барабан не поддается и его невозможно снять со ступицы, то следует действовать таким образом:
6. Извлеките резиновую пробку на тыльной стороне опорного щита колодок и отожмите рычаг привода тормозных колодок с помощью отвертки 1 к середине барабана, а затем снимите барабан (см. иллюстрацию).
7. Отсоедините возвратную пружину 1 с помощью клещей HAZET 797 (см. иллюстрацию).
8. Отсоедините от рычага тормозной колодки разжимную планку 2 и отсоедините от него стяжную пружину 3 (см. иллюстрацию 10.7).
9. Разведите тормозные колодки вверху и снимите регулировочный механизм с разжимной планкой 4 (см. иллюстрацию).
10. Надавите отверткой 2 на зажим 1 головки штифта, которым крепится тормозная колодка, и снимите его со штифта (см. иллюстрацию).
Одновременно с другой стороны поддерживайте штифт рукой. После высвобождения головки штифта снимите с него зажим и извлеките штифт. Для облегчения данной работы можно вое-пользоваться клещами для снятия пружин HAZET 2796-1.
11. Снимите таким же способом штифт на второй колодке.
12. Отсоедините нижнюю стяжную пружину колодок.
13. Снимите тормозные колодки, отсоединив трос привода ручного тормоза от задней колодки.
14. Оберните тормозной цилиндр по торцам крепежным ремнем или установите зажимы так, чтобы поршень не вышелиз тормозного цилиндра. При снятии колодок запрещается вытягивать поршень, т.к. в противном случае в тормозную систему попадает воздух и последствии её придется прокачивать.
Внимание! Не повредите манжеты колесного тормозного цилиндра.
Внимание! При снятых тормозных колодках не нажимайте на тормозную педаль. В противном случае произойдет выдавливание поршня из тормозного цилиндра. Если поршень все же вышел из цилиндра, то снимите суппорт и доставьте его для ремонта в специализированную мастерскую.
Проверка
Обязательно заменяйте на новые все четыре тормозных колодки. Устанавливаемые колодки должны быть одного производителя. С помощью пылесоса очистите от пыли тормозной барабан и суппорт и протрите их спиртом.
Внимание! Тормозная пыль может быть вредна для здоровья. Пользуйтесь респиратором во избежание попадания пыли в дыхательные пути. При снятых тормозных колодках не нажимайте на тормозную педаль. В противном случае произойдет выдавливание поршня из тормозного цилиндра.
15. Отведите рукой, или поддев тупым предметом, пыльники 1 и 2 колесного тормозного цилиндра (см. иллюстрацию).
Внимание! При этом нельзя вытягивать поршень из тормозного цилиндра.
Если под пыльником сухо, то установите его на прежнее место. Если из цилиндра вытекает тормозная жидкость, то колесный тормозной цилиндр подлежит замене.
16. 3амените поврежденные пыльники.
17. Проверьте на ощупь поверхность тормозного барабана на предмет наличия канавок и рифлей. Поврежденные барабаны подлежат замене или обтачиванию. Измерьте внутренний диаметр барабанов. Износ обоих барабанов должен быть одинаковым. При достижении предельного износа оба тормозных барабана задних колес следует заменить на новые. Спецификации и параметры износа см. в разделе «Спецификации».
18. Зашлифуйте наждачной бумагой (зернистость 150) незначительные неровности и следы ржавчины на поверхности барабанов.
Установка
19. Почистите поверхность опорной пластины тормозных накладок, а также смажьте её перед установкой тонким слоем высокотемпературной пасты, например, «LUBRITHERM G 2000».
Внимание! Паста ни в коем случае не должна попадать на трущиеся поверхности тормозных накладок или тормозного диска. В случае попадания пасту немедленно удалите, а поверхности при необходимости протрите спиртом.
20. Смажьте тонким слоем защитной пасты резьбу и контактные поверхности оси регулировочной шестеренки, а также ось рычага, к которому крепится разжимная планка.
21. Полностью вывинтите ось регулировочной шестеренки 1 из разжимной планки 2 и проверьте резьбу на легкость хода оси. Убедитесь, что биметаллическая шайба 3 точно посажена в паз 4 разжимной планки (см. иллюстрацию).
22. Закрепите трос привода ручного тормоза на задней колодке и убедись в правильности его установки.
23. Закрепите рычаг 1 крепления разжимной планки на нижний штифт передней тормозной колодки (см. иллюстрацию).
24. Закрепите стяжную пружину 2 на рычаге разжимной планки и на тормозной колодке (см. иллюстрацию 10.23).
25. Закрепите на обоих колодках нижнюю стяжную пружину 3 (см. иллюстрацию 10.23). При этом один крючок пружины заводится с тыльной стороны через отверстие на прижиме задней тормозной колодки.
26. Установите тормозные колодки на опорный щит и убедитесь, что они правильно посажены на нижней направляющей.
27. Закрепите тормозные колодки на опорном щите, вставив удерживающие штифты 4 в отверстия на опорном щите с тыльной стороны, и заведите их отверстия на тормозных колодках. Зажимы 5 на удерживающие штифты колодок надвиньте снизу с помощью отвертки, чтобы они заходили под головки штифтов. При этом штифты следует поддерживать и прижимать рукой на тыльной стороне опорного щита тормозных колодок (см. иллюстрацию 10.23).
28. Снимите с колесного цилиндра ремень или пружину, которые устанавливались для предотвращения выхода поршня.
29. Разведите тормозные колодки вверху и установите между ними разжимную планку, закрепив ось регулировочной шестеренки на передней колодке. При этом плоская сторона биметаллической шайбы обращена к опорному щиту тормозных колодок, а выступ на ней (см. стрелку на иллюстрации 10.9) заходил в паз на разжимной планке.
Внимание! В случае необходимости сравните установку регулировочного механизма с положением регулировочного механизма на другом колесе.
30. Закрепите верхнюю стяжную пружину сначала за заднюю тормозную колодку, а затем зацепите удлиненный крючок пружины с помощью специальных клещей или подходящими острогубцами за переднюю колодку.
Внимание! Сравните данную установку с положением на другом колесе.
Внимание! Перед установкой тормозного барабана проверьте правильность установки тормозных колодок, пружин и регулировочного механизма, сравнив с другим колесом.
31. Установите тормозной барабан на ступицу таким образом, чтобы отверстия для болтов крепления совпадали с отверстиями на фланце поперечной балки.
32. Закрепите тормозной барабан новыми самостопорящимися болтами и затяните их с приложением усилия 10 Нм.
33. Смажьте буртик ступицы заднего колеса тонким слоем пластичной смазки.
34. Отрегулируйте стояночный тормоз, см. соответствующую главу.
Внимание! У автомобилей с барабанными тормозами настройте регулировочный механизм тормозных колодок таким образом, чтобы тормозные колодки полностью прилегали к тормозному барабану. Для этого запустите двигатель и несколько раз выжмите педаль тормоза, чтобы обеспечить достаточное тормозное усилие.
35. Установите колеса в соответствии с нанесенными при снятии метками. Перед этим смажьте центрирующее седло диска колеса на ступице тонким слоем смазки. Болты крепления колеса не смазывайте. Заржавевшие болты замените на новые.
36. Ввинтите болты крепления колес и опустите автомобиль на колеса.
37. Затяните болты в перекрестном порядке с моментом 110 Нм.
38. Осторожно приработайте новые тормозные колодки. Для этого несколько раз притормозите, доводя скорость примерно с 80 км/час до 40 км/час и несильно нажимая на педаль тормоза. В промежутках давайте тормозам остыть. На протяжении первых 200 км пробега с новыми тормозными колодками избегайте ненужных торможений до полной остановки автомобиля.
Внимание! Тормозные накладки нельзя выбрасывать вместе с обычным мусором, так как образующаяся на них пыль опасна для здоровья. Утилизировать их нужно только на специальных пунктах.
Внимание! Убедитесь, что:
- а) тормозные шланги надежно соединены;
- б) тормозные шланги закреплены в держателях;
- в) штуцеры прокачки тормозного привода завернуты;
- г) в расширительном бачке достаточный объем тормозной жидкости.
39. Выполните проверку герметичности тормозной системы, запустив двигатель. Выжмите тормозную педаль с усилием 200-300 Н (20-30 кг) и удерживайте её в течение примерно 10 секунд. Давление в системе и, соответственно, сопротивление педали тормоза, не должно снижаться. Все соединения проверьте на герметичность.